Автор. Новатор. Наставник. Аскет.

«
На лице написано
Она стояла, вглядываясь в лица,
В сердца поэтов всех веков и стран,
И горбоносый профиль флорентийца
Прорезался сквозь тающий туман.
Всеволод Рождественский, русский и советский поэт
Амбициозная
Характерная
Меланхоличная
Апатичная
Талантливая
Откровенная
Верная
Аутентичная
Внешность (не) важна!
Поэты раскладывают перед нами все свои карты. О жизнях писателей мы знаем больше, чем о собственных. Литераторы описывали любые события, позитивные и негативные, через призму художественных средств. И мы привыкли узнавать биографии из учебников, мемуаров и личных дневников. А что, если судьба человека скрывается в его внешности? Черта лица, даже самая мельчайшая, сможет открыть все наши переживания. Глаза — зеркала души. Только ли глаза? Физиогномика, учащая читать по лицам, отвечает на этот вопрос легко и просто. Наше лицо — это и есть зеркало души.
Часто ли вы задумывались о внешности поэтов? Тяжелое, грубое лицо Маяковского; вечная полуулыбка Есенина; печальный и в то же время решительный взгляд Ахматовой.










Анну Андреевну можно изучать вечно. Николай Пунин, ее второй муж, вспоминал: «У нее сильно развитые скулы и особенный нос с горбом, словно сломанный, как у Микеланджело.»

Микеланджело… Интересное сравнение. Ахматова на холсте — какова она?

Анна Ахматова. Автограф
Костлявый нос с небольшой горбинкой принадлежит гордым и упрямым людям. В целом горбинку можно назвать признаком меланхолии, печали и хмурости. Скулы олицетворяет силу, решительность. Глаза, отяжеленные веками, свидетельствуют о нелегкой судьбе. Тонкие губы — признак, раньше считавшийся атрибутом аристократов.
1. Модильяни, 1911 г.
Портрет написан в таком минималистичном стиле, будто художник создавал его, не отрывая руки. Мы не видим четких очертаний тела, только профиль молодой девушки и убранные в аккуратную прическу черные волосы. Глаза полуприкрыты, возможно, Модильяни запечатлел расслабленную молодую девушку, у которой нет повода для беспокойства. Только богемная жизнь, творческие вечера, встречи и интриги…
2. О. Делла Вос-Кардовская, 1914 г.
Мало что осталось от расслабленной, наслаждающейся жизнью девушки с прошлого портрета. Почему так произошло? 1914 год открывает череду несчастий в жизни Ахматовой. Стоит отметить, что Кардовская еще смягчила образ поэта, сделала ее более гладкой и женственной. «Обаяние модели царит надо мной». Картина пестрит яркими красками, но поэт описывается только с помощью трех цветов: красного, черного и белого. Магия символов заложена в эту палитру.
3. А. Сорин, 1914 г.
Портрет лаконичный и монотонный, но мрачным его нельзя назвать. Острые скулы и темные глаза… Здесь выражение лица читается намного труднее, потому что губы искривлены… Это скромная улыбка, не доверяющая ухмылка или попытка скрыть страх? Наверное, это останется загадкой, как и сама личность модели.
Чем значительнее личность человека, тем труднее и ответственнее создание его портрета — будь то на холсте, в бронзе или мраморе или словами на бумаге. Художнику нужно быть достойным своей модели.
Василий Астапов, скульптор

Город-сказка, город-мечта
Печальный
Естественный
Таинственный
Единственный
Романтичный
Блистательный
Уникальный
Реальный
Гостеприимный
Неудивительно, почему Ахматову тянет в Петербург... в самый депрессивный и загадочный город России.
Ахматовский Петербург — это не просто город. Он становится настоящим лирическим героем наравне с человеком. Петербург прошел путь от хранителя императорских традиций до блокадного и разрушенного города. Но несмотря на это, Ахматова осталась верна ему, словно возлюбленному.


фото: Алексей Титаренко
«О, пленительный город загадок, Я печальна, тебя полюбив…»
1911

«Разлучение наше мнимо: Я с тобою неразлучима»
1944

Мы хотим пройтись по следам поэта и увидеть то, что видела Ахматова. Может, в нас тоже проснется писательский талант?
Суп с котом
Скульптор Галина Додонова и архитектор Владимир Реппо.

Наверное, самый известный памятник поэту. Он был воздвигнут буквально по ее просьбе напротив тюрьмы «Кресты», где она навещала сына.

«А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне
… здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов»

Памятники Ахматовой — скульптуры, фильмы, портреты, музыка… Эта вечная память — настоящая награда за целые годы намеренного забвения творчества поэта. Несмотря на желание стереть Ахматову из истории русской литературы, поэт воздвигла нерукотворный памятник.


Артистичная
Необычная
Новая
Аккуратная
Живая
Интересная
Волнующая
Амурная
5 марта 1966 года — дата, ставшая темным пятном для русской литературы. Анна всея Руси, как ее назвала Марина Цветаева, скончалась. Вклад Ахматовой в искусство неисчисляем. Многие поэтессы побороли страх публиковаться благодаря Анне Андреевне. Она стала для всех жен и матерей идеалом стойкости и терпения, поэтому имя великого поэта знают даже спустя 53 года после ее смерти.
Ее стихотворения накладываются на музыку. Исполнители сохраняют поэзию Ахматовой, ее меланхоличность и чувственность, в первозданном виде. Музыкальное сопровождение делает стихотворения совершенным.
Каждый из нас хотя бы раз жаловался на нехватку времени для чтения, при этом постоянно слушая музыку. Используя наушники, можно легко скрыться от шумного мира, но совершенно не обязательно прибегать к заезженным трекам. Союз музыки и поэзии — именно он будет жить вечно. Нажать на кнопку play и раствориться…
Наш лонгрид приурочен к 130-тилетию Анны Андреевны. Подобная визуализация информации становится популярнее, а сайты-конструкторы — доступнее. Мы надеемся, что каждый из вас узнал что-то новое: о поэте, о лонгриде, о сайте Tilda, о верстке текста.
Наша команда
Мария Гнеушева
Екатерина
Оводкова
Арина Архипова
Анна Мамяко
Екатерина Уварова