Образовательный центр «Сириус»
«Литературное Творчество. Журналистика»
Кто это сделал?
Кто скрывается за словом «автор» и что такое «культура авторства»
Наверное, ты хотя бы раз создавал собственное произведение, стремился выразить в нём свою индивидуальность. При этом ты скорее всего сталкивался с проблемами. Непонимание, с чего начать и как развивать свои навыки, боязнь показывать своё творчество, страх осуждения, нехватка поддержки от взрослых, риск нарушения авторских прав. Знакомо?

Кто такой хороший автор и как им стать? Должен ли хороший автор быть известным? Мы ответим на вопросы и поможем тебе понять, как воспитать в себе культуру авторства.
Что такое культура авторства?
Понятие культуры авторства можно толковать как такое отношение к феномену авторства, при котором последнее понимается как духовная и интеллектуальная ценность. В своей статье Р. В. Раппопорт, исследователь СПбГУ, раскрывает три уровня авторства.

На базовом уровне авторский текст подразумевает отказ от плагиата.
Далее авторство рассматривается как особая культурная ценность, которая проявляется в особенностях стиля, уникальности. Такое произведение становится отражением личности автора и частью культуры.
Третий уровень — это общественное признание, средство к приобретению популярности. Произведение, достигшее этого уровня, может поставить молодого автора в один ряд с теми, кто уже достиг успеха.
Многие юные авторы хотят довести своё произведение до высокого уровня. Однако развитию мешает страх публиковаться, так как зачастую подростки не считают свои работы достойными внимания публики. Подтверждение этому можно найти среди ответов начинающих авторов.




Мы провели опрос среди школьников, в ходе которого выяснилось, что 26 человек из 60 не публикуют свои работы в открытый доступ по разным причинам. Одни считают, что их работы не достаточно профессионально выполнены из-за отсутствия опыта, другие творят “для себя", третьи просто не знают, как грамотно продвигать своё творчество. Ребята не могут раскрыть свой потенциал из-за страха неудачи.

Каждый человек, занимающийся творчеством (писатель, музыкант, художник...), сталкивался с проблемами на своём пути. Нашей команде удалось поговорить с людьми, которые поделились с нами своими историями становления авторами.
Наши герои
За помощь в создании лонгрида благодарим молодых авторов и экспертов, которые согласились дать свои комментарии.
  • Борис Ковалев
    Член Союза писателей Санкт-Петербурга, преподаватель направления «Литературное творчество» в ОЦ «Сириус», поэт и переводчик
  • Римма Раппопорт
    Учитель первой категории, член союза писателей Санкт-Петербурга, блогер, преподаватель-исследователь СПбГУ

  • Аня Клюква
    Музыкант, автор-исполнитель


  • Даниил Бессонов
    Скрипач, обладатель Гран-при среди лауреатов I премии III Всероссийского конкурса молодых музыкантов "Созвездие"
  • Дарья Золотова
    Литературный критик, студентка магистратуры «Литературное мастерство»

  • Юлия
    Подросток, автор песен, музыкант, знакомая одного из составителей лонгрида


С чего начинается авторство
Дарья учится на факультете литературного мастерства и публикует собственные произведения. Она поделилась своей историей и рассказала, каким был её путь в литературный мир.
«Когда мне было пять лет я решила, что хочу быть писательницей. Помню, что первое произведение называлось «Маша». За ним было много сказок, рассказов, стихов… В 11 лет я писала повесть, которая уместилась в две тетрадки. Подружки тайком читали её на уроках. Потом я узнала о возможностях публикации в Интернете, но долгое время боялась выкладывать тексты в сеть. Начала делать это только в 13 лет.
Было много моментов, когда я сомневалась в том, чем занимаюсь, размышляла, есть ли у меня талант, нужно ли кому-то то, что я делаю… Но и сейчас я не совсем перестала сомневаться».
Исполнительница и автор песен Аня Клюква ещё два года назад не представляла, как будет выступать с песнями собственного сочинения на большой сцене. Она вспомнила, какие жизненные ситуации стали решающими в её музыкальном творчестве.
«В 13 лет папа отвёл меня на прослушивание. Я всегда была открытой, но боялась. Выступала в музыкальных коллективах, начала снимать видео. Потом поняла, что хочу делать каверы, режиссировать и начала заниматься этим: училась сводить песни, добавляла пианино, барабаны. Первую свою песню «Увидимся летом» я написала в 2020 году. Потом в мою жизнь пришёл конкурс «Большая Перемена» и помог воплотить мечту — исполнить свою песню на стадионе».
Проблемы будут всегда
Юные авторы вкладывают в свои творения много эмоций и сил, поэтому особенно трепетно относятся к их судьбе. С какими именно проблемами они могут столкнуться в начале творческого пути и как их решить?
«Было очень непривычно выкладывать тексты на открытой площадке, где любой человек может прочитать и прокомментировать, в том числе обругать. В то время были популярны подборки ляпов из фанфиков, страшно было тоже попасть в такую»
© Дарья Золотова
Многие при публикации своих работ в открытом доступе берут псевдонимы.
Но желание отстраниться от возможного негатива не единственная причина их распространённости. Кто-то использует вымышленное имя, потому что хочет создать необычный, цепляющий аудиторию образ, а настоящая фамилия для этого не всегда подходит.

Бороться со страхами сложно, но необходимо для совершенствования. Публикация и взаимодействие с аудиторией помогают получить обратную связь, посмотреть на своё творчество с другой стороны.

«Явного осуждения, буллинга никогда у меня не было, за что я очень благодарна. Мысли об этом были, был страх. Но надо держать в голове, что всё временно, и осуждение тоже. Если ты уверен в своём творчестве, вряд ли тебя что-то сможет сбить с ног»
© Аня Клюква

К сожалению, авторские права часто нарушаются. Своей историей поделилась молодая исполнительница Юлия:

«В 15 лет я написала свою первую песню. Нашла битмейкеров и была в восторге от их демо-версии моей мелодии. Неожиданно они пропали на три недели. Потом вышли на связь и объяснили отсутствие командировкой и проблемами с сим-картой. А затем выпустили трек с музыкой, которую писали для меня. Даже текст был похож. В песню я вложила душу, а они сплагиатили и обесценили мой труд.

После я работала с крутыми битмейкеров, которые сотрудничают с Полиной Гагариной и другими известными артистами. Они воплотили мою задумку, трек был размещён на всех музыкальных площадках страны. Появилась команда, которая не подведёт. Я продолжила писать»

Как избежать нарушения авторских прав?
1
Не забывай про знак ©
Он означает copyright — «авторское право» в переводе с английского языка. Рядом с ним ставится имя правообладателя и год первого опубликования произведения. Однако этот знак — не самый надёжный способ охраны. Просто в случае нарушения авторских прав будет легче доказать, что произведение ваше.
2
Оформи авторское право
Ты можешь документально зафиксировать интеллектуальную собственность и получить свидетельство об авторстве. Для этого обратись к партнёрам Российского Авторского Общества.

Что делать, если авторские права уже нарушены?
Зафиксировать нарушение (например, у нотариуса)
Написать досудебную претензию с требованиями к нарушителю
Подать исковое заявление в суд, если ответ на претензию не устраивает
Тебе как физическому лицу стоит обратиться в районный суд. Нужно будет доказать, что ты обладаешь исключительными правами на произведение и аргументировать размеры компенсации ущерба.
Если ситуация доходит до возбуждения судебного дела, стоит подать исковое заявление в суд (административное дело) или заявление в полицию (уголовное дело). С 14 лет ты можешь сам подать исковое заявление, но до совершеннолетия в судебном процессе интересы будут защищать законные представители. Ты тоже обязательно будешь участвовать в деле.
Поддержка молодого автора

Талант — это не волшебство, а количество часов, вложенных в мастерство.
«Музыкант должен дарить эмоции. Не всегда тот, кто круто поёт, может их передать. Когда смотришь на выступление, ты слышишь красивый голос, но после часто о нём забываешь. А когда люди горят своим делом, даже если поют фальшиво, ты чувствуешь музыку, она запоминается и откликается в сердце. Вот что важно – передать эмоцию», - говорил Ане Клюкве её наставник.
По мнению исследователя СПбГУ Риммы Вадимовны Раппопорт, для воспитания в детях культуры авторства нужно развивать индивидуальность. Так они смогут увидеть себя настоящих, свои истинные желания, а не то, что навязывается или предлагается извне. Поиск себя начинается с отказа от готовых формул, чужих слов. Тогда с уровнем авторства будет расти и уровень субъектности среди молодежи, уровень ответственности за себя.
Но часто юные авторы не получают адекватной обратной связи. Качественная экспертная оценка помогает одарённости развиться, укрепиться и перерасти в профессионализм. Поддержка и наставничество помогают проявить выдающегося авторов, который пока что незаметен в толпе.

Молодым людям нужно пробовать творить, это ценнейший опыт. Они часто смелее и свободнее взрослых, поэтому их творческие проекты могут менять мир вокруг.
«Пиши! Пиши! Рано или поздно свой слог ты найдешь, пиши от души!» - советует друг Анны
Поддержка друзей – важный аспект на пути развития творческого таланта молодого автора. Помогают слова друзей, перечитывание откликов слушателей и читателей, мысли о том, что творчество автора имеет смысл.

Популярность и авторство: одно и то же?
Автор, демонстрирующий своё творчество, стремится наладить диалог с публикой, получить реакцию от нее и признание собственного таланта. Но не все становятся востребованными.
Чтобы получить популярность, некоторые пытаются угодить публике, жертвуя своим творческим видением. Можно ли, ориентируясь на общество, приобрести собственный стиль и сохранить индивидуальность? Мешает ли желание понравиться становлению личности как автора?

Дарья считает, что популярность и умение хорошо писать — это разные вещи, иногда они пересекаются, а иногда нет, поэтому есть как хорошие, но малоизвестные авторы, так и много плохие, но популярных.
«В последнее время заметно, молодежь хочет выделиться с помощью своего творчества, стать популярными. На мой взгляд, это совершенно нормально. Всем людям, особенно молодым, хочется получить признание. Положительная сторона –молодёжь не боится самовыражаться, заявлять о себе. Отрицательная может состоять в том, что в какой-то момент внешнее станет важнее внутреннего, и человек будет писать о том, что популярно, а не о том, что близко и важно именно ему»,
— рассуждает Дарья.
«Если творчество — способ понравиться другим, а не исследование себя и своих возможностей, не органическая потребность, то это уже не про одарённость и не про искусство. Учиться нужно только для себя, потому что читать и любить, может быть, гораздо больше будут тех, кто пишет плохо, но ориентироваться на такие примеры — путь в тупик. Поэтому начинающим писателям, музыкантам, художникам важно формировать культуру авторства»,
— пишет Римма Вадимовна



По мнению Риммы Раппопорт, стремление к популярности и признанию на начальных этапах может отрицательно сказаться на формировании личности автора.
Как сформировать свою культуру авторства?
1
Практика, практика и ещё раз практика
2
Индивидуальный стиль придёт со временем, не беспокойся, если сначала копируешь чью-то манеру авторства
3
Не сдавайся, если тебе говорят, что ты пишешь/сочиняешь музыку/рисуешь не так как надо, не по шаблону
4
Тебе могут пригодиться различные образовательные курсы, если подходить с умом к их выбору
5
Определи, что для тебя значит быть автором
Что значит быть автором?
Наши герои – скрипач Даниил Бессонов и Борис рассказали нам,
кого они считают автором.
Для Даниила сочинение музыки является основной деятельностью, но также он часто выступает как исполнитель классической музыки.
Борис же считает, что произведение, которое так или иначе было опубликовано, перестает принадлежать своему сочинителю. Его автором становится каждый слушатель или читатель.
Почему авторов много,
а читателей, слушателей, зрителей мало?
Где найти читателя?
Как часто мы слышим: «Я пишу только для себя!» Конечно, это тоже имеет место быть, текст может использоваться как рефлексия или самовыражение, но долгая писательская деятельность, пусть даже и для себя, требует огласки общественности, потому что авторство и творчество публичны. И тут человек задаётся вопросом: «Где же найти читателя?»
Первое, и самое распространённое – соцсети и интернет.

Можно выкладывать работы на своей странице. Если же твой аккаунт посещают не только друзья, мама, папа и бабушка, то платформа «Яндекс Дзен» тебе в помощь. На ней есть возможность публиковаться и получать заработок.

«Литрес» – ещё одна популярная площадка, которая помогает начинающим писателем развиваться и находить аудиторию. Также на этой платформе можно как публиковать свои работы бесплатно, так и продавать произведения.


Как привлечь внимание?
Во-первых, не стоит в начале своего пути писать большие произведения. На написание большой работы требуется много времени и ресурсов. Лучше начинать с маленьких произведений и публикации их в интернете. Объёмный текст незнакомого автора у читателя в большинстве случаев не вызывает интереса, а если он уже знаком с твоими лаконичными текстами и знает твою манеру написания, он готов прочитать целый роман.
Второе, найди свою фишку, то, что будет отличать тебя от других авторов. Например, оригинальность написания введения или стиль речи. А может это будет тайное послание через твой придуманный алфавит. В общем, есть над чем подумать.

Третье, ты должен хорошо разбираться в теме, на которую пишешь. Перепроверяй факты и ошибки, если не хочешь потерять доверие читателя.

И наконец, пиши больше текстов. Только с практикой приходит опыт. К тому же, у тебя будет запасная подушка работ, которые при первом дедлайне можно опубликовать.



В России много конкурсов и премий для поддержки талантливой молодёжи, например:
1
Напиши рассказ на одну из заданных тем, пройди региональный этап и попади в команду к известному писателю. Финалистов ждут творческие мастерские и культурная программа, а победителей – публикация в лучших изданиях.
2
Проверь себя на функциональную грамотность и напиши о том, что тебя действительно волнует – от математики до филологии. Победители могут получить дополнительные баллы при поступлении в ВУЗы или обучение в НИУ ВШЭ за счет средств университета.
3
Международная независимая премия направлена на писателей от 10 до 17 лет. Каждый год лучшие работы публикуют в Альманахе, а финалисты приезжают на пятидневные мастер-классы в один из оздоровительно-образовательных комплексов Республики Татарстан.
4
Тематические направления конкурса сочинений меняются ежегодно, отражая важные события культуры, науки, общественной жизни в нашей стране и в мире. Работы победителей публикуются в официальном сборнике.

Напоследок хотим посоветовать пару книг для начинающих писателей
«Как писать книги», Стивен Кинг
«Слово живое и мертвое», Нора Галь
«Как писать хорошо», Уильям Зинсер
«Пиши, сокращай», Максим Ильяхов, Людмила Сарычева
Быть автором – самовыражаться, заниматься любимым делом, общаться, быть услышанным.
Быть автором – преодолевать страхи, не останавливаться, всегда расти.
Быть автором – быть другом.

Кто же он, автор будущего?
Например, ты.
Наша команда
  • Полина Морозова
    Куратор проекта
  • Камила Давлетбаева
    Верстальщик, редактор
  • Евгения Гришина
    Автор текста, интервьюер
  • Екатерина Матвейкина
    Автор текста, интервьюер, верстальщик
  • Софья Лебедева
    Проведение и анализ опросов, корректор
  • Мария Пархоменко
    Автор текста, корректор
  • Софья Елисеева
    Автор текста, интервьюер, корректор
  • Ангелина Ходосок
    Интервьюер, автор текста, корректор
  • Татьяна Кораблева
    Интервьюер, автор текста
  • Полина Доненко
    Автор текста, интервьюер, фотограф
  • Дарья Соколова
    Автор текста, корректор
  • Мария Кочурова
    Фотограф, корректор
  • Мария Тихонина
    Интервьюер, дизайнер
  • Валерия Сердюк
    Автор текста, интервьюер
  • Полина Никонова
    Фотограф, редактор интервью