Эволюция детства:

путь от глиняных свистулек и чтения Псалтыря до «Смешариков» и образовательных центров

Что нужно, чтобы обеспечить ребёнку счастливое детство? Психологически здоровая семья, удобная одежда, качественная еда, безопасные игрушки, интересные книжки и мультфильмы, воспитывающие светлое, доброе и вечное, многочисленные секции и объединения, детские площадки и аттракционы… Сейчас недостаточно лишь накормить их и выгодно пристроить в жизни, как это было чуть больше века назад. Как относились к детям несколько веков назад?
От древности к современности
Как все начиналось
Расцвет детской литературы
Появление детского кино
Развитие детской индустрии
Немного статистики
(по данным с сайта rg.ru, 2018)
В наше время человечество по праву может выделить новую сферу производства. Детская индустрия двигатель мировой экономики.
780,2 млрд рублей
общий объем рынка детских товаров
208 млрд рублей
приходится на отечественную продукцию
Современные родители развивают ребенка с пеленок. Неотъемлемая часть жизни любого человека культура. С XX века особенно активно начинает развиваться её детская составляющая хотя взрослые, не причастные к индустрии, про нее говорят редко, она содержит ключи к пониманию не только психологии детства, но и ценностей мирового искусства. До прошлого столетия продукции для детей было в десятки раз меньше с чем же это связано?

1
Жизнь до XVII века
С чем ассоциируется у вас культура средневековья, более давних периодов?
Обычно это нечто чуждое детскому сознанию. В Древней Руси дети до семи лет считались неразумными. О детском комфорте не думали, об отдельной культуре речи не могло быть тем более. Дети того времени исполняли обязанности взрослых, относились к ним строго. Воспитание строилось на страхе и обрядах общества, церковных предписаниях. К тяжелому труду их приучали с малых лет из-за бедности семей. С восьми лет сыновья помогали отцам в поле, заготовке дров, а за девочками закреплялся младший ребенок в семье и все хозяйственные дела по дому.
Игрушки
Игрушки у детей все же были, о чем говорят исследования археологов: это и погремушки, и фигурки животных, человека. Часто дети создавали их своими руками, были мастерские по созданию глиняных свистулек. Малышам дарили подарки, одновременно служащие формированию своей социальной роли: девочкам прялку и лён, мальчикам – лук и стрелы. Так процесс взросления значительно ускорялся. Дети из обеспеченных семей были оторваны от родителей: сначала дитя росло с кормилицей, затем за ребенком присматривали няньки. Дети не были столь близки с родителями, как сейчас: у них не было возможности часто слышать убаюкивающий голос мамы, обнимать и видеть ее.

«...богатырь ты будешь с виду
И казак душой.
Провожать тебя я выйду
Ты махнешь рукой…
Сколько горьких слез украдкой
Я в ту ночь пролью!..
Спи, мой ангел, тихо, сладко,
Баюшки-баю...»

М. Ю. Лермонов

С древности существовали колыбельные. Со временем жанр не ушел в прошлое, а развивался, появлялись новые авторские формы.

Литература
На протяжении долгого времени детской литературы не существовало, так как не существовало разделения текстов на возрастные категории. Если дети и читали, то религиозную литературу, церковные книги, например, Псалтырь. Часто эти книги были рукописными. В XVI веке стали набирать популярность печатные учебные книги. В 1574 году появилась первая печатная книга для детей всеми известная «Азбука». Карион Истомин считается первым русским детским писателем: он писал детские стихи, составлял буквари, создавал энциклопедии.

2
XVIII-XIX века
Что необычного было в это время для современного человека?
До Петра I слаборазвитым новорожденным не было места в России: их безнаказанно умерщвляли. Общедоступного образования в то время по-прежнему не было, но существовали вольнонаемные учителя. Царских же детей начинали обучать чтению с пяти лет. Все необходимые навыки они приобретали в семье.

Тогда же в Российской империи начала развиваться педагогика. Значительный вклад в развитие педагогической мысли внес М. В. Ломоносов, выпустивший учебники, по которым занималось несколько поколений («Российскую грамматику», «Риторику»). Учились по ним только дети из обеспеченных семей, крестьянские же девочки выдавались замуж уже в двенадцать лет, мальчики вступали в брак в четырнадцать.
Игрушки
В то время русская культура находилась под влиянием французской. Появлялись фарфоровые куклы, одетые в пышные наряды на манер французских. Производились движущиеся фигурки, поезда и пароходы. Игрушки усложнялись, как и модели предметов, что связано с прогрессом, индустриальной революцией. Этим обусловлено возникновение систематического производства игрушек, их легкодоступность.
«...ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого:
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят...»

А. С. Пушкин

Литература
В первой половине XVIII столетия появлялись книги наставительного характера, среди которых «Первое учение отрокам», «Юности честное зерцало». В них содержались правила поведения для юношей и девушек. Стали печататься и научные детские книги: «Атлас», «Краткое руководство к математической и натуральной географии» и другие. Кроме образовательных книг, появлялись лубочные издания и потешные листы с гравюрами-иллюстрациями к сказкам. Интерес людей к литературе рос. Самым известным автором детских сказок стал А. С. Пушкин, чьи произведения и в наше время знакомы каждому ребенку: «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о попе и о работнике его Балде» и многие другие.
К концу XVIII века был выпущен первый детский журнал Новикова «Детское чтение для сердца и разума», влияние на который оказал сентиментализм (в создании журнала, кстати, участвовал и Карамзин). Детская литература развивалась и в направлении романтизма. Для детей писали В. А. Жуковский, И. А. Крылов, П. П. Ершов. Будучи наставником Александра, Жуковский хорошо понимал детскую психологию и развивал педагогику. Формированию отечественной прозы для детей способствовала повесть-сказка Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители», изданная в 1829 году.

А. Погорельский
«Черная курица, или Подземные жители»
Ко второй половине XIX века детство представлялось как отдельный мир со своими духовными и этическими началами, своим бытом. Появлялись разнообразные педагогические системы, по-новому ставился вопрос о взаимоотношениях взрослых и детей. В это время на детской литературе сказывались расцвет реализма и появление революционно-демократического направления в литературе.

Таким образом, в литературе наметились две противоположные тенденции:

сближение проблематики детской литературы со взрослой

защита детского мира от жестокой реальности
Первый театр в России появился в 1672 году, а первый детский театр, домашний театр, открытый в городе Богородицке, Тульской губернии известным общественным деятелем, ученым и управляющим Богородицкой усадьбой Андреем Тимофеевичем Болотовым, был создан в 1779 году при участии крупнейших российских педагогов. В XVIII веке репертуара для детского театра ещё не существовало. Первую пьесу Андрей Тимофеевич сам написал за два дня.

3
XX век
Эпоха головокружительных перемен
Кардинальные перемены в России требовали формирования нового поколения. Поэтому детей стали активно привлекать к важным государственным событиям: народным празднованиям, фестивалям, парадам и даже партийным съездам. Наступила переломная эпоха. В СССР партия большевиков основательно работала с молодежью, создала ВЛКСМ (от 14 до 24 лет), помогавший готовить поколение всесторонне развитых людей, которые будут жить, работать и управлять общественными делами при коммунизме. Быть в рядах комсомолов было почетно. Но воспитывать молодежь необходимо было не только духовно.

Да, дореволюционное образование для детей было качественным, только было доступно для узкой прослойки – для так называемой артистократии. Но большевики разработали доступную для всех слоев населения систему образования. Причем по качеству дореволюционное образование не уступало советскому и надо понимать. Наши родители, бабушки и дедушки и сейчас с теплом вспоминают школьные годы.

Государство стремилось закрепить власть: цензура ужесточалась во всем. Количество детских книг и периодических изданий возросло, особенно массовой литературы, не обладавшей большими художественными достоинствами, зато тематически привлекательной. Печатались и модернистские произведения, требовательнее стали относиться к иллюстрациям, обложкам книг.

Профессиональный театр был малодоступен для детей и подростков городских низов. К концу XIX века организовывались Народные дома, при них создавались «детские отделы» с театральным репертуаром, отличным от обычного театра. В 1894 году при Невском обществе народных развлечений в Петербурге открылся детский театр с массовой аудиторией. Это был театр для детей, играли в нем тоже только дети. Во время политических катаклизмов, экономических трудностей и резких социальных перемен необходимо было найти что-то светлое, возвышенное, что помогло бы пережить общественные потрясения.

Музыка
В советский период детская музыка обогатилась произведениями лучших композиторов того времени. (С. Прокофьев, Д. Шостакович, И. Дунаевский). Именно тогда стремительно развивался жанр детской песни. Тематические виды песен: походные, шуточные, лирические регулировались творчеством известных поэтов (А Барто, С. Михалков). Помимо изменения музыкальных канонов, серьёзное значение имело и сочетание музыки с другими развивающимися видами искусства. Это формировало особую и более глубокую атмосферу погружения ребёнка в культуру, её лучшее восприятие.
Ещё до революции в Москве и Петербурге появились первые сеансы для маленьких зрителей – показы устраивали сообщества родителей и педагогов. Детского кино как жанра не существовало, поэтому им показывали те же комедии, что и взрослым. Особым успехом пользовались картины Жоржа Мельеса: спецэффекты и сценарии его фильмов поражали зрителей всех возрастов – в его «Невероятном путешествии» главный герой за 20 минут экранного времени успевает на поезде въехать в рот Солнцу, чуть не замерзает насмерть на Меркурии и переживает пожар с последующим взрывом на подводной лодке.

Невероятное путешествие (1904)

Фильм Жоржа Мельеса

В 1912 году в Российской империи выходит кукольный мультфильм родоначальника мультипликации – Владислава Старевича – «Рождество обитателей леса»: по сюжету Дед Мороз разносит подарки детям, а потом устраивает ёлку лягушкам и насекомым.
Во время Первой мировой войны производство кино и мультфильмов прекращается вплоть до Октябрьской революции. С 1917 года наступает эпоха соцреализма: теперь главная задача экрана – воспитать в юном зрителе образцового коммуниста. Ярчайшим символом детского кинематографа того времени стала немая картина Ивана Перестиани «Красные дьяволята» (1923 г.) – прогремевший на всю страну фильм о трёх юных разведчиках, героически одолевших врага и получивших ордена от самого Будённого. Газета «Правда» назвала «Красных дьяволят» «лучшей советской картиной».

Режиссер И. Перестиани
«Красные дьяволята»

О. Ходатаева, В. Сутеев, сёстры Брумберг, И. Иванов-Вано
«Китай в огне»
В 1925 году команда будущих классиков советской анимации (Ольга Ходатаева, Владимир Сутеев, сёстры Брумберг, Иван Иванов-Вано) создала первый полнометражный советский мультфильм «Китай в огне», снятый в поддержку китайской революции. Картина длится 50 минут – подобный хронометраж в то время стоил невероятных усилий.
24 января 1927 года состоялось совещание по вопросам детского и школьного кино. После него в городах стали открываться кинотеатры для молодёжи, детские фильмы стали более выразительными, простыми и приближенными к реальности простого советского ребёнка, не переставали нести коммунистические идеалы в массы.

В 1933 году в СССР попали прогремевшие на весь мир мультфильмы Уолта Диснея «Три поросёнка» и «Пароход Вилли».
Мультипликация
Уже в 1935 году по приказу Главного управления кинофотопромышленности СССР была создана студия «Союзмультфильм». В 1939-1941 годах были выпущены мультфильмы, вошедшие в золотой фонд советской анимации: «Мойдодыр» (реж. И. Иванов-Вано, 1939), «Дядя Стёпа» (реж. В. Сутеев, 1939), «Муха-Цокотуха» (реж. В. Сутеев, 1939) и другие.
В 1936 году по приказу Главного управления кинопромышленности была создана студия детских фильмов «Союздетфильм», выпустившая экранизации русских народных сказок (правда, весьма идеологизированных: в «Василисе Прекрасной» 1939 года, снятой Александром Роу, Иван-Царевич стал крестьянским сыном, а Царевна-лягушка – заколдованной крестьянкой).

Режиссер А. Роу
«Василиса Прекрасная»
Один из самых любимых детьми 30-х «Тимур и его команда» по одноимённой повести А. Гайдара (реж. Александр Разумный, 1940 год), пропитанный идеями бескорыстного служения обществу и взаимовыручки.

Режиссер М. Донской
«Новый Гулливер»
В 1938-1940-е годы выходит трилогия о Максиме Горьком (реж. Марк Донской), впоследствии давшая новое название «Союздетфильму» в 1948 он стал «Киностудией им. Горького». В 30-е годы сказки снимал и Мосфильм: Александр Птушко в 1935 создал картину «Новый Гулливер» по мотивам романа Дж. Свифта: режиссёр одним из первых в мире применил метод комбинированной съёмки, задействовав и кукол, и реальных актёров.
В 1944 году, сразу после освобождения Ленинграда, вышла кинокартина «Жила-была девочка» Виктора Эйсымонта художественный фильм о жизни города в блокаду, содержащий реальные кадры, снятые во время трагических событий. Сотрудники «Союзмультфильма» трудились над агитационными плакатами, работали на нужды Красной армии, параллельно выпуская столь нужные детям того времени сказки – «Сказку о царе Салтане» (реж. В. и З. Брумберг, 1943), «Синдбад-Мореход» (реж. В. и З. Брумберг, 1944) и другие.

Режиссер В. Эйсымонт
«Жила-была девочка»
После войны, несмотря на малые бюджеты заново строящейся страны, студии создали плеяду шедевров советского кинематографа. «Ленфильм» выпустил культовую «Золушку» (реж. Н. Кошеверова и М. Шапиров, 1947), «Старика Хоттабыча» (реж. Г. Казанский, 1956).

Режиссер М. Цехановский
«Цветик-семицветик»
«Союзмультфильм» не отставал и, борясь с западным влиянием, снял «Серую шейку» (реж. В. и З. Брумберг, 1948), «Цветик-семицветик» (реж. М. Цехановский, 1948), «Двенадцать месяцев» (реж. И. Иванов-Вано, 1956), «Снежную королеву» (реж. Н. Фёдоров, 1957). В СССР начинал развиваться дубляж зарубежных картин, появился познавательный киножурнал «Хочу всё знать».
В эпоху хрущёвской оттепели (в 60-х годах) усилилось влияние молодых режиссеров - на экраны вместо пропитанных советской идеологией картин начали выходить фильмы со сложными героями, поднимающими темы, по-настоящему волнующие детей и подростков. Выходит «Дикая собака Динго» (реж. И. Шварц, 1962), «Доживем до понедельника» (реж. С. Ростоцкий, 1968), революционный для того времени фильм «А если это любовь?» (реж. Ю. Райзман), спровоцировавший множество дискуссий на тему подростковых чувств.

Режиссер Ю. Райзман
«А если это любовь?»
«Союзмультфильм» тоже открыл эпоху творческих экспериментов. Картины выходили в большом количестве и с огромной скоростью, как рисованные, так и кукольные: «Дюймовочка», «Про бегемота, который боялся прививок» (Л. Альмарик, 1964 и 1966), «Паровозик из Ромашкова» (реж. В. Дегтярёв, 1967), «Каникулы Бонифация» (реж. Ф. Хитрук, 1965), «Варежка» (реж. Р. Качанов, 1967).
1970-е и начало 80-х считаются золотой эпохой кино и мультипликации СССР. Зритель познакомился с Чебурашкой и Шапокляк, с Винни-Пухом, Карлсоном, Волком из «Ну, погоди!« и многими другими героями, которые ассоциируются с тёплым и беззаботным детством даже у детей XXI века. "Союзмультфильм" считался крупнейшей студией мультипликации и Европе.
Кинематограф выпустил «Ералаш», популярный и сегодня, а также «Приключения Электроника» (реж. Е. Велтистов, 1980), «Гостью из будущего» (П. Арсенов, 1985).

Режиссер П. Арсенов
«Гостья из будущего»
В восьмидесятые страна переживала непростое время. Одним из последних удачных проектов «Союзмультфильма» стала любимая многими картина «Жил-был пёс» (Э. Назаров, 1982) все последующие мультфильмы подобного успеха не добивались. В моду входило тяжёлое, драматичное подростковое кино та самая «чернуха» , ставшая для многих символом эпохи: знаменитое «Чучело» (реж. Р. Быков, 1983 г.), поздние фильмы Эльдара Рязанова («Дорогая Елена Сергеевна», 1988), «Курьер» (реж. Карен Шахназаров, 1986) и другие непростые картины попытки отрефлексировать веяния нового времени.
В 90-е производство фильмов и анимации в России практически полностью прекратилось зрителя с лёгкостью завоевала западная киноиндустрия. Началась эпоха закрытых показов, кассет, рекламы и гнусавого одноголосного перевода культовых американских фильмов.

4
Наши дни
Что наши дети имеют сейчас?
Сейчас дети сильно отличаются от своих сверстников того времени, они могут заниматься уже не физическим, а интеллектуальным трудом. Государство выделяет огромные средства на реализацию проектов, направленных на воспитание и образование детей. Масштабные платформы, детские оздоровительные и образовательные центры все это дает молодежи необыкновенные возможности для самореализации. Государство гарантирует получение бесплатного образования. Все это дает понять, что дети главная ценность нашей страны. Талантливые авторы всего мира пишут интересные книги и сценарии, а переводчики делают их доступными и понятными в любой стране; художники создают яркие мультипликационные проекты вроде «Смешариков» , «Рапунцель» и «Ходячего замка»; педагоги расширяют образовательные горизонты, разрабатывая новые программы и совершенствуя старые; композиторы, режиссёры, психологи, инженеры и учёные трудятся для счастливого детства наших маленьких современников и будущих поколенй.

Всего за несколько десятилетий перед детьми открылись невероятные возможности. Сейчас сложно представить ребенка за тяжелой физической работой, как это было раньше. С развитием науки младенческая смертность значительно снизилась, и у каждого ребенка есть право на жизнь. Дети это такие же люди, только менее опытные.
Воспитание перестает быть воспитанием, когда ребенок чувствует, что с ним поступили несправедливо. Несправедливость порождает оскорбление и негодование, подлость и лицемерие.
Команда
Алина Жерехова
Рязань
Марина Глухова
Саранск
Виктория Лусникова
Екатеринбург
Мария Минаева
Санкт-Петербург
София Смолова
Муром