Михаил Афанасьевич Булгаков
Михаил Афанасьевич Булгаков - русский писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр. Автор романов, повестей и рассказов, множества фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев, оперных либретто.

Михаил Афанасьевич Булгаков родился 3 (15) мая 1891 года в семье доцента (с 1902 года — профессора) Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова (1859—1907) и его жены, преподавательницы женской прогимназии, Варвары Михайловны (в девичестве — Покровской; 1869—1922), в 1890 году начавших совместную жизнь, на Воздвиженской улице, 28 в Киеве.

Дом Булгакова в Киеве.
Революция 1917 года
О том как революция 1917 года повлияла
на М.А.Булгакова и его
творчество.

Февральская революция нарушила привычную жизнь. Свое мнение о ней Булгаков выразил в очерке «Киев-город» (1923). Начинающий писатель отметил, что с революцией «внезапно и грозно наступила история». После Октябрьской революции он был освобожден от военной службы и вернулся в Киев, который вскоре заняли германские войска. Здесь Булгаков окунулся в водоворот Гражданской войны. Он был хорошим врачом, и обе воюющие стороны нуждались в его услугах. В любых ситуациях молодой врач оставался верным гуманистическим идеалам, и в его душе постепенно нарастало возмущение против жестокости петлюровцев и белых, впоследствии отраженной в романе "Белая гвардия", в рассказах «Налет» и «В ночь на 3-е число», в пьесах «Дни Турбиных» и «Бег». Честно выполняя свой врачебный долг, Булгаков стал невольным свидетелем жестоких преступлений во Владикавказе в конце 1919 года. Не желая дальше принимать участие в войне, в начале 1920 года он покинул ряды деникинской армии. Михаил Афанасьевич решил навсегда оставить занятия медициной и стал писать статьи для местных газет. Осенью 1919 года Булгаков закончил свой первый рассказ. Зимой 1919–1920 годов он написал несколько рассказов и фельетонов. В одном из них, известном под названием «Дань восхищения», автор рассказывает об уличных столкновениях в Киеве во время революции и Гражданской войны.

Мысли Булгакова о Революции
В 1923 г. уже находясь в эмиграции в Константинополе, С. Н. Булгаков написал подробные воспоминания о событиях революционной поры. В незаконченном отрывке «Пять лет (1917-1922)» он отмечал: «То важное, дивное и страшное, чему суждено было стать свидетелями и участниками людям нашего поколения, каждым испытано и пережито по-своему. И в этом - оправдание и вместе побуждение рассказать о пережитом каждым по-своему».

Размышляя о причинах революции и гибели самодержавия в России, С. Н. Булгаков полагал, что все царствование Николая II было «гибелью самодержавия», а причиной революции стала не столько деятельность интеллигенции, сколько неудачная политика царя. «К несчастью, революция была совершена помимо всяких революционеров самим царем, который влекся неудержимой злой силой к самоубийству своего самодержавия . чрез все бесчисленные зигзаги своей политики и последний маразм войны»11, - подчеркивал С. Н. Булгаков.

Тем не менее, С. Н. Булгаков считал, что личной вины Николая II в падении самодержавия не было, так как оно было предопределено до его вступления не престол и было неизбежно. Гибель самодержавия, по мнению С. Н. Булгакова, означала и гибель России. Он писал: «Я не хотел революции, когда все ее хотели, и плакал, когда все радовались, я хоронил, когда все стремились к новому браку».

Рост напряженности в отношениях правительства и Думы, которая все более приобретала революционный характер, частая смена министров и, наконец, убийство Распутина - все это «разнуздало революцию», вспоминал С. Н. Булгаков. Он подчеркивал: «Пуля, направленная в Распутина, попала в царскую семью, и с этим выстрелом началась революция. Убийство Распутина внесло недостававший элемент какой-то связи крови между сторонниками революции, а таковыми были почти все».

Вспоминая начало Февральской революции 1917 г., С. Н. Булгаков писал: «Все радовались, все ликовали, красный Дионис ходил по Москве и сыпал в толпу свой красный хмель. У меня была смерть и на душе. Революция была мне только постыла



КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiya-kak-ty-pogibla-s-n-bulgakov-o-revolyutsii-1917-goda
Важную часть творчества Булгакова состовляет роман "Белая гвардия",написанный автором после событий 1917 года.Фактически, в романе "Белая гвардия" мы видим зеркало, в котором есть Михаил Булгаков 1918 года, изображенный в роли Алексея Турбина, и писатель 1922 года. Постепенно два различных "Я" Михаил Афанасьевич вел к общему знаменателю, что прослеживается в тексте романа, однако работа эта так и не была завершена. Повествуя о прощании братьев Турбиных с уезжавшим в Германию Сергеем Тальбергом, Михаил Булгаков сделал такую ремарку: "Братья промолчали, стараясь не поднимать бровей. Младший из гордости, старший потому, что был человек-тряпка". Вскоре, раздумывая об отношениях с Тальбергом, Алексей Турбин соглашается с писательской характеристикой: "Мерзавец, а я действительно тряпка". Интересным здесь представляется тот факт, что литературный герой, не посвященный в таинство общения между писателем и читателями "Белой гвардии", соглашается с мнением автора, которое он, как художественный персонаж, знать не может. Самокритичность Алексея Турбина, в большей степени проявившая себя после событий с ранением, дает нам основание считать, что в личности, принадлежавшей обществу погибшей Российской империи, происходит идейная ломка, которая, по логике, должна была привести к признанию Советской Власти: "Бандиты!! Но я… я… интеллигентная мразь, — и тоже неизвестно к чему…"

Никакою силой нельзя заставить умолкнуть толпу, пока она не выдохнет все, что накопилось у нее внутри, и не смолкнет сама.(с)М.А.Булгаков.