ЯЗЫК ТАНЦА
ТАЙНЫ ДНЕВНИКА
Сколько можно найти на пожелтевших страницах дневника! А если это дневник лингвиста? Перед вами открываются тайны разных народов, культуры и особенностей языка. Языки бывают очень разные, каждый их них по-своему уникальный. Но выделяется один — язык, неподвластный времени и передающий человеческие мысли с помощью движений, мимики и обрядов. Язык танца...
Много лет я посвящал себя изучению германских языков, достиг определенных высот, выпустил несколько книг... а потом приехал сюда — в образовательный центр «Сириус». С этого и началось мое приключение. Если говорить честно, я и не думал над развитием событий, описанных ниже. Моя роль состояла в том, чтобы рассказывать лекции и принимать задачи у старшеклассников, которым удалось сюда попасть. Первые вечера я проводил у себя в комнате за составлением комплектов и разговорами с коллегами. Но однажды девочка-лингвист пригласила меня на мероприятие под названием «Исторические танцы». Посмеиваясь над изобретательностью ребят, я пошел туда.

И не поверил своим глазам. Исторические танцы оказались не просто набором хаотичных движений или осовремененным вариантом композиций прошлого. Это был новый, невиданный прежде мир танцев разных народов и времен. Эти ребята радовались и грустили вместе с танцем, они чувствовали, как соприкасаются с культурой наций, через движения узнают мысли тех, кто придумывал их. Наверное, я выглядел очень глупо, стоя в стороне с удивленно раскрытым ртом. Позже я спросил, как было придумано и организовано это мероприятие, почему подростков так интересуют танцы прошлого. Мне ответили, что у разных народов разная культура, и погружаться в нее через танец — необыкновенно. Кроме того, меня заставили задуматься над одной интересной вещью: танец — тоже язык. Ведь люди придумывают их не только для того, чтобы развеселиться. Вернее, совсем не для этого. Танцы очень много значат в жизни народа, отражают менталитет людей этого края и рассказывают их историю. Каждое движение — не просто искусство, но способ сказать миру о чем-то, что неспособны передать слова. «Надо это изучить» — подумал я, как настоящий лингвист. И пустился в поиски.
Путешествие по карте
Октябрь, 9
Первый танец, с которым я познакомился — еврейский хоровод «Хава нагила». Ребята танцевали его везде! Надо признать, это удобно, потому что танец очень простой, на него не нужно много времени. Я подумал, что это аналог нашему русскому хороводу. Наверное, в каждой культуре есть такой танец — визитная карточка, простая и яркая, которая представляет народ.
Еврейские танцы
Хава Нагила и другие задорные еврейские танцы были сформированы с течением сложной истории этого народа. Язык еврейского танца передавал эмоции: как радость, так и скорбь. Однако желание танцевать иногда противоречило вере. По преданию еврейские пляски у горы Синай после обретения Торы не считались благочестивыми, так как иудеи, не дожидаясь возвращения Моисея от встречи с Всевышним, сделали идола — золотого тельца, принесли жертвы и принялись плясать и веселиться. Заставший их Моисей в гневе разбил скрижали о гору. В иудаизме предполагалось, что женщины и мужчины должны танцевать отдельно. Религия оказывала влияние на танец так же, как и на язык. Он тоже поддавался изменениям под зависимостью еврейского народа от других культур, например, хасидской и йеменской диаспор, Польши, Румынии, Украины.
Современный израильский танец искусственно воссоздавался хореографами-профессионалами и композиторами в первой половине 20 века. Они анализировали арабские и бедуинские танцевальные традиции.

Как выяснилось, особое распространение имел мужской танец, символизирующий силу и мужественность: двигаясь по кругу, танцоры чётко отбивали ритм каблуками, а тот, кто вёл группу, держал в руке посох или другой предмет, выделявший его из всех.
Октябрь, 26
Вчера познакомился с ещё одним танцем и народом. Невероятный опыт! Был на научно-популярной конференции, посвящённой языковому разнообразию и встретил, представляете, старого друга из Японии. Как он удивился, когда я начал вдруг расспрашивать его о культуре народа и танцах! Благо, я объяснил ему все, и он не счёл меня сумасшедшим. Зато смог узнать все, что меня интересовало. В следующий раз пойду дальше. Верней, поеду. В Грецию, например.
Декабрь, 3
Посмотрел на Афинский Акрополь и уже успел попробовать местную кухню. Жители приняли меня очень хорошо, это не может не радовать. Завтра пойду на море. Искупаться, конечно, не получится, но хоть полюбуюсь на красоты Греции. Надо купить сувениры для друзей и родных, иначе совсем обидятся, что уехал в неизвестном направлении. А теперь о цели моего пребывания здесь. Я нашёл одну семью, которая согласилась рассказать про танцы и обычаи народа и показать их. Увидел сиртаки, поразился индивидуальности танца, если это можно так назвать. Подумал о том, чтобы удивить близких ещё сильнее и улететь в Африку. Тем более, что там есть один интересный язык, который давно хотел послушать и увидеть. Заодно смогу познакомиться с танцем. В нем скрыты такие тайны, которые забывает любой язык мира.
Греческие танцы
It is necessary to choose a visual aid that is appropriate for the topic and audience.
Греческие танцы знакомы большинству населения планеты по одному-единственному названию, ставшему нарицательным и одним из символов Греции. Речь идет о сиртаки, который появился как производное от двух древних народных танцев. Первый из этих производных — хасапико, один из древнейших военных танцев Греции и Малой Азии, который иностранцы часто отождествляют с сиртаки.
Этот танец в современной Греции является одним из самых популярных для изучения.
На самом деле исторических свидетельств о хасапико не так много. Название его происходит от турецкого слова «касап», что означает мясника, торговца мясом. Поэтому и танец нередко называют «танцем мясников». Говорят, что в Константинополе со времен Византии хасапико танцевали городские мясники на Пасху. Слово χασάπης — мясник в современном греческом языке более распространено, чем наименование греческое и более старое – μακελάριος, но танец иногда называют и макелариос.
Сложно сказать, какие именно фигуры включал в себя самый древний танец, но несомненно одно: он имел ритуальную направленность и изображал сплоченные ряды воинов, готовящихся к битве. Его точные, выверенные движения и фигуры показывают, как движется воин во время сражения.
Декабрь, 24
Я приехал на полевое исследование в Бенини. Мне предстоит изучить язык местного народа эве, интересный с точки зрения организации согласных. Познакомился с жителями.

Вождь племени показал мне деревню, я записал на диктофон разговор племени и начал анализ, предстоит много работы. Я стал зрителем танца воинов, который исполняли мужчины из племени. Танцоры использовали хвощ, символизировавший копьё, движения были агрессивными и выражали силу. Узнал древнее название танца — Атамга, что переводится как «высокая клятва». Звучит поэтично.

Африканские танцы
В танцах Африки существует гендерное разделение: есть строго мужские танцы, а есть те, что исполняют исключительно женщины. Что интересно, дети обязательно подчеркивают в танце: я — мужчина, или я — женщина. Специальных детских игровых танцев нет ни у одного африканского народа. Дети участвуют во всех взрослых танцах, впитывая их стиль, движения и энергетику.
В мужских танцах часто присутствует оружие — копья, палки, иногда встречаются элементы бокса. Мужчины прыгают, подражая движениям животных и поведению атакующего охотника. Масаи и вовсе только прыгают с прямым корпусом и копьем в руке — такой у них танец. Они показывают свою силу и выносливость, прыгая в воздух один за другим, пока остальные воины стоят в кругу и поют.

Обряд посвящения
Танец «Зрелого возраста» считается одним из самых важных ритуальных действ среди африканских племен. Этот танец исполняется, как акт посвящения во взрослую жизнь. Молодые танцоры практикуются в уединении в течение нескольких месяцев, прежде чем состоится их выступление перед обществом. Событие является своеобразным приветствием нового этапа жизни молодых мужчин и женщин, а также призвано повысить доверие между ними.
Масаи исполняют танец Adumu, чтобы отпраздновать совершеннолетие воинов. Танцоры должны прыгать, не допуская, чтобы их пятки коснулись земли.

Танцы охотников
Поскольку африканские танцы в подавляющем своем большинстве — это отражение повседневной жизни, то охота — их традиционная тематика. По сей день охота во многих регионах континента остается главным видом жизнедеятельности, и танцевальные движения здесь соответствующие. Танцоры используют птичьи перья, звериные маски, обезьяньи и леопардовые шкуры, изображая захватывающие моменты преследования и атаки со стороны человека, а также поведение животных во время охоты.

Приветствие в честь дорогого гостя
Распространенное явление среди африканцев. Масаи, как обычно, прыгают, по очереди выходя вам на встречу, всячески подчеркивая уважение.

Февраль, 27
Длинный перерыв. Что ж, я прибыл на научную конференцию в Нью-Дели. Здесь я на две недели, и уже успел завести знакомства с некоторыми индийскими соседями. Они рассказали мне о своей культуре и пригласили на вечер традиционных танцев.
Индийские танцы
Все люди на Земле хотя бы раз слышали об индийских танцах. В старину они были необходимы для проведения жертвенных ритуалов, с помощью танца народ обращался солнцу, к природным стихиям, к божествам. Язык жестов в индуистском танце ведет свое происхождение из Яджур Веды — священного писания. Безусловно, это выглядит завораживающе: изящные движения девушек в красочных платьях, яркая мимика и жесты, красивые аксессуары. Но далеко не все задумываются, какой смысл стоит за каждым маневром. Удивительно, но даже для поднятия бровей существует своя трактовка. С помощью этого многообразия выражений эмоций индийцы умело рассказывают лирические истории и комедии, повествуют о сложностях жизни или же об её радостях, не используя слов. Я выяснил о некоторых названиях жестов и хочу поделиться ими с вами:
шрингара — брови подняты, зрачки передвигаются от одного угла глаза к другому ( санскр. शृङ्गार; любовь);
вира — сияющий, устремленный вперед взгляд ( санскр. वीर; героизм);
шанта — медленно двигающиеся зрачки (санскр. शान्ति; самоуглубление, покой)
Можно заметить, что названия движений берутся из санскрита — древнего мертвого литературного языка Индии. Все действия буквально означают тот символ, который заключен в слове на нём.

Март, 1
Сегодня выходной, ура. Но работа преследует меня, это синдром лингвиста — слышишь необычные слова и ищешь их этимологию, замечаешь интересные вещи, и они идеально вплетаются в твою статью. Так произошло и сегодня. Включаю телевизор, хочу посмотреть регби, до матча 10 минут. Выходит команда Новой Зеландии. Но что они делают? Устрашающие гримасы, выкрики, синхронное исполнение каких-то необычных движений. Пришлось поискать в Интернете…
Март, 7
Сегодня очередной день моего исследования. Я узнал, что в моём городе есть танцевальный клуб и пришёл посмотреть на лезгинку: танец народов Дагестана, характерным элементом для которого являются шаги на пальцах ног. В танце довольно зажигательные движения, хотя и выглядят агрессивно. Суть была в том, чтобы показать любовную страсть, не выходя за рамки приличия. Можно было направлением полёта и взгляда указать понравившегося партнера, а он, в свою очередь, пытался удержать девушку, даже не касаясь её. Парни могли делать разные движения, в том числе сальто и вращения тела, ведь надо было показать свою силу, умелость и ловкость.
Кавказские танцы
It is necessary to choose a visual aid that is appropriate for the topic and audience.
Лезгинка — один из главных танцев народов Кавказа. Название может указывать на его происхождение от лезгинского народа, но уже сотни лет как лезгинка стала главным общекавказским танцем. Она исполняется во время празднеств и торжеств, а широкую известность получила благодаря четкому ритму, способному покорить своим темпераментом.
Изначально танец носил символическое значение: его исполняли в качестве обряда перед битвой или охотой. Мировую известность и любовь лезгинка получила в 1935 году во время Всемирного фестиваля народного танца, где выступали танцоры из Тбилисского государственного театра оперы и балета. Темпераментный танец произвел фурор среди иностранной публики.
Традиционно существует два вида лезгинки: танец может быть как сольным мужским, так и парным. В парной вариации используются два образа: мужской, олицетворяющий орла, и женский, восходящий к лебедю. Неизгладимое впечатление лезгинка производит, если она исполняется в национальных костюмах и с музыкальным сопровождением.
Март, 14
Мне кажется, я изучил все, что мог. Конечно, танец скрывает ещё множество тайн, их можно разгадывать бесконечно, но я пока разгадаю последнюю. Меня заинтересовали танцы славянских народов, которые были в Древней Руси. Ведь наш народ тоже придумывал свои движения и создавал особую культуру языка танца. Я пошёл в библиотеку и провёл там, кажется, целую вечность, но мои старания оказались не напрасными. Как я и предполагал, славянские танцы появились ещё когда наш народ был язычниками и использовался для проведения обрядов. Церковь такое развитие событий не одобрила. Но меня больше всего поразило то, что танец сохранился до наших дней. Об этом напишу позже, моим глазам нужно отдохнуть от букв.
Славянские танцы
It is necessary to choose a visual aid that is appropriate for the topic and audience.
Самый древний русский танец — это хоровод. Хоровод был типичным языческим обрядом поклонения Ярилу — богу солнца. Древние славяне верили, что если как следует поводить круги с песнями и плясками всей деревней, то это задобрит гневливое божество и подарит отменный урожай. Плясали и водили хороводы вокруг троицкого деревца или завитых венков (во время «кумления» девушек у русских и белорусов), вокруг купальского костра или купальского деревца у белорусов и украинцев; в рязанском обряде «проводов русалки» в середине процессии шла бойкая женщина, которая несла чучело русалки и танцевала с ним.
Танцы были составной частью многих хозяйственных обрядов (выгон скота, сбор урожая). У восточных и западных славян танцы отмечали окончание жатвы: в Полесье после дожинок на поле оставляли связанные в традиционную жатвенную «бороду» колосья, вокруг которых танцевали жнеи. Во время танцев исполнялись припевки, раскрывающие смысл происходящего: «Як ўжэ послиднёго снопа завъязалы, то снопом воны танцовалы. Схопить та жынка того снопа ў гору, кругом тэй бороды обийдэ разиў пару, да й ўсё».
Ещё одна припевка и танец исполнялись, когда сняли репу: «Tancoval tlusty s tlustú na dyně, na kapustu. Aj tancovali spolem, aj žitečko šlo borem» (Танцевал толстый с толстым на тыквы, на капусту. Танцевали вместе, чтобы житечко шло густо). Репа и тыква хороши большими и толстыми, поэтому во время танцев хорваты топали ногами и широко расставляли ноги, чтобы репа была толстой.
Танец находил отражение и в фольклоре: «У жыти русалки грають, танцують, шоб цвила, шоб урожай быў». Привороты делались также не иначе как полю пляски.
Позже, после Крещения Руси, танцы начали пресекать православные священники. Считалось, что это «от диавола» или «от ведьмы», поэтому часто можно было услышать выступления священников против остатков языческих обрядов. Однако не удасться забрать у народа танец, поэтому он остаётся жить в веках.
Март, 15
Я не закончил мысль вчера. Танец всегда был и остаётся средством общения людей. Он меняется так же, как меняется культура народа, но сохраняет в себе историю. Любой язык может исчезнуть, если будут стёрты с лица Земли его носители, но танец… он не забудется никогда. Никто не способен запретить людям танцевать, а значит, никто не может препятствовать их общению друг с другом. Каждое движение — знак, каждая припевка — послание. Каждый танец — мысль, переданная из прошлого и остающаяся в памяти людей навечно. Пока жив он, жив человек.
Авторы
Анастасия Шевченко
Текст, редактура
Мария Стеблева
Текст, редактура
Екатерина Коннова
Вёрстка, медиа-контент
Виктория Мошкович
Текст, интерактивный контент
Ксения Щербинина
Текст, медиа-контент
Диана Полякова
Текст, вёрстка
Екатерина Варламова
Текст, вёрстка
Глеб Чэн
Мастер