Часть чего-то большого и значимого
Взгляд на проблемы экологии
через призму школы, семьи и интернета

Прозвенел будильник. Вчера Полина случайно поставила его на 7.30, вместо 8.30. Снова уснуть не получится. Ну ладно, зато есть время посидеть в телефоне, а потом не спеша собраться. Девочка решила не вставать с кровати «и почему по утрам тело всегда такое тяжёлое?». Она взяла телефон, из которого только что раздавался противный звук будильника и начала по очереди заходить во все соцсети. «Так, ну в ВК ничего нового, в телеграмме тоже... полистаю ТикТок. Идеальное приложение, чтобы интересно провести время.
Через десять минут она уже смеялась над видео любимых блогеров и пришла к выводу, что нет ничего плохого в ом, чтобы иногда проснуться на час раньше. Но вот, спустя ещё несколько коротких видео, она увидела ролик с фотографиями птиц, которые запутались в пластиковых пакетах и воздушных шарах. Она задумалась: «Совсем недавно мы с подружками покупали воздушные шарики и запускали их в небо, загадывая желание. Почему я до сих пор не знала о том, что это несёт такие последствия?». Она попробовала узнать об этом больше и нашла ещё эко-аккаунты в ТикТок, каналы в телеграмме и пару сообществ в ВК, на них даже были подписаны несколько её друзей. Прокручивая в голове эту мысль, она умылась и пошла на кухню.
Больше половины подростков узнают об экологии из интернета
«Я часто случайно встречаю тему экологии в интернете. Недавно я выполняла задание, для которого информацию нужно было найти, и это не составило большого труда. Если вбить „экология" в поисковой строке, появится очень много тематических сайтов и каналов»
Арина Заламаева, ученица 8 класса.
Сейчас подростку найти информацию очень легко. Блоггеры каждый день создают эко-контент.
«Меня очень радует то, что подростки часто задают мне вопросы о том, как найти пункт приема раздельного мусора, что делать, если в семье не принято заботиться об окружающей среде, с чего начать. Очень здорово, что они в таком юном возрасте начинают задумываться на такие важные темы. Это значит, что мы движемся в правильном направлении»
Мария Сморыгина, одна из самых популярных в ТикТок эко-блоггеров
https://greenwaystart.com/rus/Часто подростки встречаются с информацией об экологии в сообществах экологических организаций своих регионов. Например, Ярославские подростки упоминали организацию «ЯрЭкоМобиль». Представители дали комментарии: «Есть подростки, которые участвуют в наших акциях регулярно. Большинство из них с родителями».
Даже представители компании Greenway, которая ориентирована на взрослую аудиторию, говорят о том, что их продукция, например, средства для кожи, рассчитана также на подростков. Они говорят, что «подросткам важно разбираться в теме экологии, ведь это их будущее».
На кухне завтракали родители. Наложив себе еду, Полина села за стол и спросила:

— Мама, как ты заботишься об экологии?

— Ну... я выключаю свет, выходя из комнаты, экономлю воду, это же считается? — ответила мама, допивая кофе.

— Думаю, да, — протянула девочка — папа, а ты?

— У меня на работе стоят баки для разных видов мусора: для бумаги, пластика и стекла. Иногда я выбрасываю упаковку от обеда в нужный бак, — с гордостью произнёс отец.

— Вы думаете, этого достаточно? — с досадой произнесла Полина.

— Вполне. Раньше мы даже не задумывались об экологии, — сказал папа и словно растворился в своих мыслях.

— Мам, а как ты думаешь, если ты выбрасываешь мусор не на землю, а в урну на улице, ты помогаешь экологии?

— Конечно, — ответила мама.

Полина хотела объяснить, что это не так, но маме было не интересно. Девочка немного расстроилась, хотя, чего ещё можно было ожидать от родителей? Она поблагодарила маму и папу за вкусный завтрак, собралась в школу, пожелала хорошего дня и ушла.
Любовь к экологии
начинается с семьи
Уже в самом раннем возрасте у ребенка формируются экологические привычки, или наоборот, семья не уделяет этому времени. Возможно, в будущем человек определит свою позицию и станет частью эко-движения. Но всегда ли это так?
Полина Шиянова
8 класс, Ярославль
«Несколько месяцев назад я попробовала сортировать мусор. Мне понравился сам процесс, но моя мама не восприняла это всерьёз и сказала: "Зачем ты это делаешь?" С тех пор мы с ней больше не говорили на тему экологии, и я перестала принимать участие в подобных акциях»
Диана Магомедова
8 класс, Ярославль
«Моя мама уже второй год увлекается экологией. На это её подтолкнула реклама продукции «Greenway», с которой она встретилась в Интернете. Теперь мы с семьёй стараемся экономить воду, электроэнергию и использовать меньше пластика»
Анна Белецкая
9 класс, Белгород
«Моя семья беспокоится о состоянии экологии. Мы сортируем бумагу, пищевые отходы и стекло. Также сдаём алюминиевые и пластиковые бутылки с этикеткой в фандомат, который состоит в программе ЦЭБ (Центр экологической безопасности Белгородской области). За каждую единицу начисляется по одному эко-бонусу. Например, 2 таких балла приравниваются 1 рублю и действуют при оплате коммунальных услуг»
По данным социального опроса, всего 9% подростков узнают об экологии от своих родителей; основные знания берутся из Интернета. В регионах больше семей принимают участие в эко-акциях (78%), чем, например, в Москве (74%). Жители Санкт-Петербурга меньше всего интересуются мероприятиями, направленными на защиту природы 34%.

В России регулярно проводятся масштабные эко-события для семей: «Подари дерево», «Вода России» (очистка берегов от мусора), «Чистые игры» (командные соревнования по уборке территории и разделению отходов), «ЭлектроВесна» (сбор ненужной бытовой техники).
ЭлектроВесна
старт 17 апреля

Первый урок всегда тянется так долго... особенно если это какая-нибудь алгебра. Конечно, интереснее будет продолжить изучать тему, которой Полина занялась ещё утром, и пока Анна Константиновна не слышит, она решила поспрашивать у одноклассниц. Соня рассказала, что экология — это полезно не только для природы, но и для тебя. «Это как?» — удивилась Полина. Тогда Соня достала из пенала ручку и карандаш со значками переработки и указала на значок, который красовался на её рюкзаке. Это всё ей подарили за помощь в сборе макулатуры.
Настя тоже не оказалась в стороне: она рассказала о том, как получила пятёрку п обществознанию за то, что поучаствовала в сборе батареек в школе, и рассказала, как её подружка из другого класса смогла заработать оценку по биологии, приняв участие в олимпиаде по экологии.
Девочки так увлеклись беседой, что не заметили, как грозная учительница подошла и произнесла: «О природе поговорите на уроках биологии». Девочки замолчали, а Полина задумалась: на биологии же действительно должны подниматься эти темы, но экологические катастрофы и пути борьбы с ними разбирают лишь в отдельные часы с теми, кто пишет олимпиады. Сегодня у них в расписании как раз стояла биология, но учительница лишь сказала, что хотела бы обсуждать экологию на своих уроках, однако, времени на это совсем нет.
Школа — путь в экологию
Во время бесед со сверстниками мы поняли, что есть две точки зрения. Первая — подростки могут решить экологические проблемы посредством своего участия, главное — настойчивость и вера в себя. Вторая — систему нужно менять на более высоком уровне. Груз ответственности на себя должны взять взрослые, специалисты в сфере экологии.

Тем не менее, представители разных мнений сходятся на том, что лучший вариант — это взаимодействие и поддержка юных любителей природы с уже состоявшимися экологами.
«Мероприятия по экологии проводятся у нас в школе систематически — каждый месяц. Это уроки „Эко+", мастер-классы, лекции, различные экскурсии и конкурсы. В основном этим занимается руководитель эко-направления, ребята часто изготавливают кормушки для птиц, изучают переработку мусора, делают поделки и аппликации из бросового мусора, тем самым дарят ненужным вещам вторую жизнь. Часто сами дети выступают инициаторами акций и мастер-классов, ученики пишут проекты по экологии, успешно их защищают и делятся своими знаниями с более младшими учениками».
организатор внеурочной деятельности МАОУ СОШ №36, г. Златоуст, Кирилл Голубятников
«В школе есть раздельный сбор мусора, иногда проходят волонтерские акции (субботник). Но также в школе расходуется очень много бумаги, лучше использовать гугл-формы. Раздельный сбор мусора работает не эффективно, некоторые дети не очень сознательные, они не чувствуют ответственности и не заморачиваются, в какой бак выкинуть мусор. Наверное, это связано с недостатком экологического образования, воспитания. Конечно, нужно менять всю систему. Но систему можем изменить мы сами: главное проявлять инициативу, нужно привлекать внимание к проблемам. Система и люди в ней взаимосвязаны».
Диана Полякова, ученица 10 класса из Москвы
«В лицее проводится множество акций в поддержку экологии, в которых принимает участие большинство учеников. Важно популяризировать экологическое мышление. Проводить просветительскую работу среди детей нужно с начальной школы, ребенок сможет узнать о необходимости охраны окружающей среды от окружающих его взрослых. Кроме того, в лицее проводится школьный этап ВСОШ по экологии. С учащимися проявляющими интерес к предмету и показывающими результаты педагоги лицея занимаются индивидуально».
директор МАОУ Домодедовского лицея №3, Надежда Генкина
«Мы поддерживаем идеи экологии, они помогут нам всем сохранить природу и считаем, что в современном мире не обойтись без экологии. Мы узнаем много информации из интернета, социальных сетей. Также у нас в школе часто проводятся классные часы на эту тему, и мы уже много лет собираем пластмассовые крышки от бутылок, каждый год собираем макулатуру, часто проводятся экологические акции и нам рассказывают о их важности».
ученицы 9 класса Сыроед Анастасия и Симонишвили Арина, Домодедово



Полина подождала Соню, пока та завязывала шарф, и они вместе пошли домой. По пути подруга скорее хотела разговаривать о своём кружке фотографии, чем об экологии. Но она поделилась, что недавно на занятии они снимали фотоколлаж на тему экологии. И такие занятия, связанные с экологией, провели во многих кружках этого молодежного центра.

Они остановились у подъезда Полины и зашли на его сайт. В перечне кружков девочки нашли клуб «Юный эколог». Полина была в восторге, поблагодарила Соню за находку и поднялась в квартиру.
Владимир Горский
представитель направления Молодой Гвардии Единой России Златоустовского городского округа
«Мы проводим субботники, обходы общеобразовательных организаций для привлечения инициативных ребят к себе в команду. В настоящее время немногие хотят принимать участие в волонтёрстве бесплатно. Школьникам интересно получать за свою помощь какие-то бонусы, премии и баллы. Но и конечно есть подростки, которые интересуются экологическими проблемами и стремятся помочь, заводят новые знакомства, приобретают новый опыт».
На популяризацию
эко-движения повлияли и олимпиады
Сейчас много подростков интересуются эко-движением. В последние годы ребят всё больше волнуют экологические проблемы, они становятся экологически более грамотными. Больше всего внимания привлекает практика: то есть не только поиск проблем, но и их решение. Практически в каждой школе есть свои волонтёрские центры, занимающимися продвижением экологических движений.
Сборная Москвы по экологии
«Всероссийская олимпиада школьников по экологии создаётся с прицелом на углублённое изучение экологии учениками старших классов. А вот в Московской олимпиаде Школьников можно принимать участие с 5 класса. Эта олимпиада имеет формат привлечения внимания к экологическим вопросам, попытку заинтересовать детей, пригласить их к рассуждению на эти темы. Олимпиада затрагивает тот самый возраст, когда дети активно интересуются окружающим миром, а потому они становятся вовлечёнными в эко-движение с раннего возраста и вырастают экологами в душе»
Гуреева Мария Владимировна, методист школы №1570 г. Москвы, тренер сборной г. Москвы по экологии.
Олимпиадники — подростки, заинтересованные получением знаний в сфере экологии. Часто они ездят на различные форумы, фестивали, образовательные центры. Яркий пример Образовательный центр «Сириус». Здесь есть программы, связанные с экологией (так, например, называлось целое направление «Больших вызовов»). Но детям вовсе не обязательно специализироваться на изучении экологии, чтобы их волновали эти проблемы.
«Раздельный сбор мусора в „Сириусе" не работает: там, где отходов скапливается больше всего — на жилых этажах и в школе, — стоят самые обычные урны, куда дети без разбора кидают все типы отходов. Если вы хотите заниматься раздельным сбором, ставьте подобающие мусорки по всему „Сириусу", либо не ставьте их вообще», — поделился с нами своими переживаниями Егор Якушев, участник программы «Математика». Не так радикальна в своих высказыванияхДиана Полякова, участница программы «Лингвистика», но и она затрагивает проблему раздельного сбора: «Реализация этого проекта слишком тяжела: ведь после раздельного сбора отходы нужно привести в надлежащий вид и только затем переработать».


Подростки часто интересуются экологией, потому что организаторы мероприятий выдают за работу фирменную одежду. Конечно, каждому ребёнку приятно получать какое-то вознаграждение за труд. Различные подарки и премии стимулируют и мотивируют школьников. Несмотря на это для большинства из подростков главной задачей является помощь окружающей среде, знакомство с интересными людьми и новый опыт. Ребята часто помогают в проведении акций, конкурсов и мероприятий по всей стране.


«Меня очень волнует загрязнение окружающей среды, и я всегда стараюсь участвовать в акциях, ничего никогда не требуя взамен»
— Ульяна Рябинина, ученица 10 класса города г. Златоуст

«Я считаю, что важно обсуждать вопросы экологии, потому что от этого зависит наше будущее. К тому же, я чувствую себя частью чего-то большого и значимого!»
Иван Лавринов, ученик 10 класса г. Златоуст
За что ты готов больше работать в эко-направлении?
Результаты опроса старшеклассников
60%
НОВЫЕ ЗНАКОМСТВА
И ОБЩЕНИЕ
66%
ВОЛОНТЕРСКИЕ ЧАСЫ
60%
ЗАРПЛАТА
27%
ЗАБОТА О ПРИРОДЕ
Самые известные организации — России Российское Движение Школьников и Молодая Гвардия Единой России. Помимо этого, существует ещё около 30 экологический организаций, в которых идёт вовлечение молодёжи в практическую деятельность по улучшению состояния окружающей среды. Всю информацию об организациях, проектах, акциях, конкурсах можно найти на сайте Добро.Ру и в группе «Ассоциация молодёжных центров».

Вечером Полина ещё раз зашла на сайт центра и обнаружила, что очередное занятие этого кружка будет в субботу, она сможет прийти на него. Девочка посмотрела в телефон, сегодня была пятница. Она обрадовалась: «Ура!! Уже завтра я окажусь среди тех, кому тоже интересна эта тема!». Поразмышляв об этом ещё, она легла спать, чтобы суббота скорее наступила.
Над материалом работали:
Мария Баграмова
Анна Белецкая
Фаддей Зарубин
Елизавета Ильина
Ксения Кирова
Полина Курышкина
Дарья Могилевич
Ульяна Рябинина
Мария Сентебова
Иван Таратин
Алексей Трофимов
Сабзина Урмонова
Виктория Шалда
Полина Шиянова
Алиса Шпакова