Димон
Раньше я посещал библиотеки, только чтобы взять школьные книги, но никогда не ходил туда по собственному желанию. Не видел в этом месте ничего привлекательного и того, что смогло бы заинтересовать. Но «Гайдаровка» поразила обилием и разнообразием своих мероприятий.
История Центральной городской детской библиотеки имени А. П. Гайдара — «Гайдаровки» началась с личной книжной коллекции российского историка В. О. Ключевского (1841−1911гг.), завещавшего свои книги городу. Сегодня ЦГДБ им. А. П. Гайдара — одна из крупнейших детских библиотек Москвы и методический центр для детских библиотек города. Фонд библиотеки — более 217 000 экземпляров книг, журналов, аудиокниг.

Скриншот инстаграма «Гайдаровки»
Ежегодно библиотеку посещает около 70 000 читателей. Помимо этого библиотека проводит различные литературные конкурсы письма: «Вдумчивый читатель», «Первоклассный читатель», «Фестиваль короткого рассказа Кора», и другие мероприятия. Но что с этим всем стало, когда нас накрыла волна вируса и локдаун был неизбежен?
Все фото взяты из инстаграма «Гайдаровки»
О режиме работы ЦГДБ им. А. П. Гайдара во время карантина узнали Анастасия Новикова и Илья Кривопустов в интервью с главным библиотекарем Татьяной Рудишиной и PR-менеджером Оксаной Снежко.
Как изменилась жизнь библиотеки во время пандемии? Расскажите до и после.
Оксана: Всё началось довольно быстро. Развивалось в течении нескольких дней. В середине марта стало понятно, что мы закроемся, жизнь поменяется. Приходилось адаптироваться к таким резким изменениям. Нужно было что-то делать, чтобы не потерять связь с читателем и профессиональным комьюнити. Поэтому мы придумали проект на Youtube «Телевизор», просили наших друзей издателей, писателей, иллюстраторов помочь с запуском. Сам проект состоит из 4 программ: завтраки, музчас, читки, что делать дома—лайфхаки и советы для родителей, творческие задания.
Всего 106 роликов. Благодаря этому проекту прирост аудитории составил 1000 подписчиков и 12 тысяч просмотров. Это был новый проект в онлайн. Потом все стали переходить в онлайн, а мы на тот момент были хэдлайнерами. Многие федеральные СМИ про нас написали (ТАСС, Собеседник, Комсомольская правда, Forbes Live). Потому что это было что-то новое интересное и заметное.
Также организовали фестиваль коротких рассказов «Кора»
Позже присоединился проект литературных стендапов «Кот Бродского» для ребят и подростков, которые берут книги и раскладываются по полочкам, записали аудио-книгу «Чудо» Р. Дж. Паласио на YouTube канале.
Онлайн мероприятия появились у вас только в связи с эпидемиальной обстановкой? Или вы практиковали такой формат и ранее?
Оксана: До этого у нас не было онлайн проектов.
Татьяна: Мы просто записывали видео и выкладывали на YouTube канал. Нужно было оживлять работу библиотеки, показывать что-то новое, чтобы библиотека стало домом, где всегда что-то происходит. Так как мы были первыми, то с большим удовольствием откликались писатели первого ряда. Мы показали неожиданный ракурс, когда писатель на собственной кухне готовит завтрак и одновременно рассказывает что-то о себе, своих литературных героях. Во время карантина очень много всего яркого, креативного и литературного появилось в сети.
Расскажите о доступных онлайн форматах в вашей библиотеке ?
Татьяна: В июне мы попробовали для себя новый формат — лекции для родителей. Наши лекторы рассказывали о проблеме чтения книг, взаимотношения с ребёнком, истоках детской поэзии. Родителям, тоже оказалось важно услышать мнение специалистов на эти темы.
Ещё одним сильным испытанием для библиотеки, было провести традиционное событие «Программа летнего чтения» на удалёнке.
Какой из онлайн проектов был наиболее удачным и востребованным?
Оксана: Максимальный успех показал YouTube. У нас два YouTube канала. Один для методического отдела — учителей, коллег, библиотекарей. Второй канал для читателей, взрослых, детей и подписчиков. Проводили занятия в Zoom: Каникулярные, Школа экологии, Учили детей писать детектив и другие. Выдача электронных книг не является для нас приоритетной, но после небольшого спада пандемии, мы начали работать в штатном режиме. Конечно, для младшей целевой аудитории важны интерактивные моменты. Пощупать книжку-картинку, поиграть с ней, что-то посмотреть. Любому писателю важно, чтобы его книга показала себя в бумажном формате. А уже потом идёт электронные книги, аудио.
С появлением новых форматов пришли ли новые читатели?
Татьяна: Кто-то пришёл к нам через социальные сети, кто-то во время полного локдауна. В первые дни после снятия карантина к нам пришло большое количество новых читателей. Что касается методического отдела, то теперь, все семинары проходят исключительно в онлайн формате. Это удобно и аудитория увеличилась.
Что вы потеряли во время карантина?
Татьяна: У нас есть традиция, каждый месяц собираться краеведческим обществом «Моя Плющиха». Это люди, которых объединяет совместное детство на московской улице Плющиха. Мы разговариваем, устраиваем чтения и чаепития. Заморозили также и выставки наших художников, мастер классы от них же.
Оксана: Мы надеемся, что не потеряли этот формат, а просто его приостановили. К сожалению не всё можно перевести в онлайн. Это живые люди, живые книги.
Какие онлайн проекты останутся в вашей практике?
Оксана: На данный момент, сложно сказать. Но точно остаются онлайн занятия в Zoom, на которых учителя устраивают дискуссию, рассказывают о важных темах в современной литературе. Также хорошо показала себя «Литературная Лаборатория».
То есть мы правильно понимаем, что онлайн форматы никуда не денется?
Татьяна: Да куда них денешься то…
Оксана: Конечно. Много плюсов. Не надо тратиться на дорогу, подключатся могут не только ребята из Москвы, но и ребята из других регионов.
Какая книга стала самой запрашиваемой за 2020 год?
Татьяна: Пока мы полностью не подвели нашу статистику, но в ежегодном каталоге «100 лучших новых книг для детей и подростков», читатели больше всего, как положительно, так и отрицательно, отзывались о сборнике рассказов «Поворот» московского издательства «Волчок».
Фото с офицального сайта «Гайдаровки»
Литературные конкурсы, онлайн-игротеки, лекции, марафоны, семинары, читки, метопредметные занятия в ZOOM, фестивали, YouTube проекты, онлайн-театр и встречи с писателями — всеми этими онлайн мероприятиями наполнилась карантинная жизнь «Гайдаровки»