С
Л
Р
Р
Е
А
И
З
М
Ю
Сюрреализм
Сюрреализм
Сюрреализм
М
#анимация
#СССР
#анимация
#СССР
#СССР
#анимация
#СССР
The work you do while you procrastinate is probably the work you should be doing for the rest of your life.
#анимация
#СССР
Я ёжик. Я упал в реку.
Мультфильмы снимают не только для детей. Не верите? А если мы скажем, что Лошадь в мультфильме «Ёжик в тумане» — это символ смерти, а в картине «Падал прошлогодний снег» есть отсылки к Достоевскому и Грибоедову?
Готовы поспорить, после прочтения этого лонгрида, вы обязательно захотите внимательнее пересмотреть то, что пугало вас в детстве.
САМЫЕ
СТРАННЫЕ
СТРАШНЫЕ
СЮРРЕАЛИСТИЧЕСКИЕ
МУЛЬТФИЛЬМЫ
Самый страшный мультик?
Самый странный мультик?
Самый сюрреалистический мультик?
Вероятно, сейчас у большинства наших читателей в голове возникла одна и та же картинка — маленькая фигурка ёжика в туманной дымке, в которой виднеются сумрачные силуэты остальных героев, даже той самой белой лошади.

«Ёжик в тумане» стал своеобразным символом чего-то мистического и одновременно дружелюбного для многих, однако мир советской мультипликации, использующий абстрактные элементы в своих работах, состоит из намного большего числа картин.

Добро пожаловать в мир тумана, сказок и абстракций!
«Ёжик в тумане», 1975 г., реж. Юрий Норштейн
Ёж
Сюрреалистичная мультипликационная картина была создана Юрием Норштейном в 1975 году. В основу сценария положена сказка Сергея Козлова, советского писателя-сказочника. По сюжету ёжик отправился в гости к своему лучшему другу медвежонку пить чай и считать звезды. По дороге к нему он встретил белую лошадь и ему стало интересно, что будет, если лошадь ляжет спать в тумане, захлебнется ли она. Ёжик решил проверить, заблудился и упал в реку, которая несла его по течению, пока «кто-то беззвучный» не вытащил его. Там на берегу его и нашел медвежонок.

Можно встретить огромное количество различных предположений насчёт своеобразного путешествия ёжика – в интернете на этот счёт разворачиваются целые баталии. Одни считают, что герой путешествует по загробному миру, пересекая реку Стикс, а его друг – Медвежонок уже не совсем жив, другие склоняются к метафоре прохождения жизненного пути.
Но хотя бы насчёт «Ёжика в тумане» в конец запутавшийся в тайных и мрачных смыслах читатель может быть спокоен, ведь по словам режиссёра: «Там нет никакой интриги в действии, там нет никакой динамики действия. Вполне вероятно, что в "Ёжике в тумане„ произошёл счастливый случай совпадения всех элементов».
Конечно, каждый волен искать свои подтексты в этом действительно загадочном мультфильме, однако не стоит забывать, что иногда детский мультик является просто детским мультиком.

«Контакт», 1978 г., реж. Владимир Тарасов
А у вас есть контакт?

Ну кого в детстве не пугал и в то же время манил этот яркий, громкий, абстрактный мультфильм со странными героями и непонятным сюжетом?
В 10 минутах сценарист Александр Костинский смог показать, что доброта и музыка поможет найти общий язык с любым существом. На Землю приземляется корабль с чрезвычайно необычным инопланетным существом, заметно отличающимся от привычного образа пришельцев. Инопланетянин отправляется на цветущий луг за новыми знакомствами, невзначай пугая отдыхающего там художника. Тот бежит, теряя сапоги, но добрый инопланетянин решает догнать его и вернуть забытую обувь. Чтобы доказать художнику доброту своих намерений, он напевает мелодию, которую слышал от человека. Контакт найден!

Вот так казавшаяся в детстве просто набором ярких кадров картина обретает смысл. Чем являлось инопланетное существо, повторяющее все вокруг, какое символическое значение нёс этот образ? В детстве мы даже не задумывались над этим. Выходит, что он как человек со стороны, среднее арифметическое того, что его окружает, совмещающее всё, что происходит вокруг него. Интерпретация побега художника сейчас кажется такой явной. Убежал, потому что испугался, потому что многие из нас бегут от чего-то неизвестного, что только с первого взгляда кажется страшным, но со всеми в этом мире можно «сконтачиться».

Падал прошлогодний снег, 1983 г., реж. Александр Татарский
«Маловато будет...»
«Падал прошлогодний снег» – ещё один классический «странный» мультфильм из детства. Он был снят в 1983 году Александром Татарским и студией ТО «Экран» и выпущен на экраны Центрального Телевидения 31 декабря 1983. Действие происходит под новый год, в центре событий – ленивый глупенький мужичок, жена которого посылает его в лес за ёлкой. По сюжету мультфильма он постоянно попадает в дурацкие ситуации, кое-как выпутывается из них, то теряя человеческий облик, то вновь становясь собой. Мужичок дважды возвращается к строгой жене с пустыми руками, а «в третий раз ходил за ёлкой и добыл ее, но это было уже весной, и он отнес елку обратно... »

Этот мультфильм, как и все, представленные в данной подборке, можно понимать очень и очень по-разному. Кто-то видит здесь просто смешного мужичка и его не менее забавные приключения в лесу под Новый год, кто-то распространенную модель отношений, кто-то пытается понять, что означают события, происходящие в этом лесу с главным героем.

Отсылок и аллегорий тут просто огромное количество. Начиная с избушки на курьих ножках и волшебной флейты и заканчивая визуальной пародией на Тайную вечерю. Отдельная тема – фразочки мужика. Запоминающееся «Ох уж эти сказочники!» является эпиграфом первого романа Фёдора Достоевского «Бедные люди», который является репликой из рассказа В. Одоевского «Живой мертвец». «Карету мне, понимаешь! Карету!» – это уже слегка изменённая цитата из пьесы Александра Грибоедова «Горе от ума». А просьба мужичка «Эй, зайчик! Подожди! Ну, погоди!» — прямая отсылка к одноимённому мультсериалу. Герой произносит и другие фразы, укоренившиеся в нашем лексиконе: «Уж послала, так послала...», «Ни-че-го не понимаю!», «А что это за жизнь – без пианины...».


СТУДИИ

РЕЖИССЕРЫ
ИНТЕРВЬЮ
А что насчёт студий и режиссёров?
Ведь вся ответственность и за написание сюжета, и за создание той самой абстрактной картинки и мистической атмосферы лежала именно на них.

К концу семидесятых годов основной костяк студий, которые работали в том числе в жанре сюрреализма, оформился в Москве. Молодая волна авторов-мультипликаторов пришла на смену поколению создателей строго подцензурных, заказных картин. Осмысление действительности не через штампы, а путём абсурда, сатиры и нестандартных образов полюбилось советскому, а затем и российскому зрителю.

Юрий Борисович Норштейн

Советский и российский режиссёр мультипликационного кино и художник-мультипликатор
Читать далее
– Какое впечатление произвел на тебя Норштейн?
– Впечатление исключительно положительное. Он очень доброжелательно, приветливо разговаривает. Норштейн очень добрый, любит детей и общаться с ними, общительный. Он согласен со всеми сфотографироваться. Конечно же, это очень приятный, светлый человек, который излучает много позитива, положительной энергии. Он приятного вида, седой дедушка, невысокого роста, с правильными чертами лица.
– Каково это было, находиться рядом с человеком, настолько важным для истории мировой мультипликации?
– Это было фантастически, но не могу сказать, что пафосно. Ощущение значимости пропадало из-за того, что студия была такой маленькой и скромной, Франческа Ярбусова (жена режиссёра, она присутствовала во время моего
«похода в гости») и сам Норштейн располагали своей добротой к себе. Домашняя обстановка разряжала атмосферу, пропало ощущение, что ты находишься рядом с известным человеком. Казалось, что ты в замечательном, небольшом мирке, где царит гармония и можно увидеть чудо.

Владимир Ильич Тарасов
Советский режиссёр мультипликационных фильмов, художник.
А вы знаете Владимира Тарасова?
Ведь именно он стал режиссёром для одного из самых «странных» мультиков в нашем лонгриде – «Контакта».
История дружбы инопланетянина и художника с музыкой из фильма «Крёстный отец» сделала имя режиссёра известным далеко за пределами СССР и принесла ему награды на кинофестивалях в Италии и Франции.


Читать далее
Свою карьеру в мультипликации Тарасов начал в 16 лет на студии «Союзмультфильм». Его учителями стали мастера российской мультипликации. В последствии режиссёр не раз вспоминал тех, кто помог ему достичь высот в производстве мультфильмов и даже посвятил своим учителям картину «Юбилей», снятую к столетию мультипликации. На вопрос, почему он начал заниматься именно фантастической анимацией, Тарасов отвечал, что это стало для него отдушиной – можно было делать то, что в других жанрах запрещалось.
В последствии уже сам Тарасов стал преподавать мастерство мультипликации студентам. В качестве преподавателя он выступал в Иране и Индии, где создал две мультипликационные школы. Обе – в лучших традициях «Союзмультфильма».

«Анимация – от слова душа» - говорит Владимир Тарасов: «А мультипликация – от слова много». И пересматривая старые фантастические мультфильмы, называть их «мультипликацией» совсем не хочется.
Экран
Кино-объединение было основано в 1968 году, но уже в 1990 прекратила своё существование. Всего за 22 года «Экрану» удалось создать множество культовых фильмов и мультфильмов, среди которых «Приключения кота Леопольда», «Домовёнок Кузя», «Приключения поросёнка Фунтика» и, конечно, «Падал прошлогодний снег».
Последний уж точно не мог быть создан никем иным, кроме как великим мультипликатором, ставшим потом режиссёром – Александром Михайловичем Татарским.

Он родился в Киеве в 1950 году. Окончив институт театра и кино, начал работу в «Киевнаучфильме», в том числе над известным мультфильмом «Приключения капитана Врунгеля», в качестве мультипликатора.

После перехода в московскую студию первая же его работа 1981 года произвела фурор в советском кинематографе. «Пластилиновую ворону» называли мульт-революцией, перевернувшей представление о мультипликации. Кроме 25 наград, мультфильм сыскал всенародную любовь. За «Вороной…» следует серия удачных анимационных картин: «Обратная сторона луны», «Следствие ведут колобки» и т.д.

Вершиной же его творчества является новогодний мультфильм «Падал прошлогодний снег». Неоднозначная, абсурдистская картина поначалу подвергалась критике за мнимую безыдейность и русофобию, выраженную в образе глупого главного героя. Произведение выдержало множество правок, но всё же попала на экраны.

В 1988 году Александр вместе с коллегой Игорем Ковалёвым создали первую на территории СССР независимую киностудию «Пилот». Впоследствии Братья Колобки стали брендом студии, сменив имя на Братья Пилоты.

Именно Татарский придумал известный детский мультсериал «Фиксики» и им же была сделана знаменитая заставка для передачи «Спокойной ночи, малыши»


Александр Татарский
Советский и российский режиссёр-мультипликатор, художник и продюсер.
ТЕХНИКИ
СТИЛИ
ПЛАСТИЛИН
Техники + Стили
Про мультфильмы и режиссёров мы узнали, но остался вопрос: как и с помощью чего создавались те самые необычные, самобытные образы русской мультипликации? Ведь один и тот же сюжет в кукольной или, например, рисованной технике будет смотреться совершенно по-разному!
В ответе нам поможет изучение различных стилей и принципов создания мультфильмов:

Читать далее
Затем была придумана послойная техника рисования объектов и фонов на прозрачных плёнках, накладываемых друг на друга. На одном слое можно было разместить задний фон, на другом — неподвижные части тел персонажей, на третьем — подвижные, и так далее. Это значительно уменьшило трудоёмкость работ, так как не нужно было рисовать каждый кадр с нуля. Впервые послойную технику применил Уолт Дисней.

Достоинством рисованной мультипликации является её техническая простота (в пределе достаточен показ самих рисунков, не требуется даже кинооборудование). Именно поэтому первые мультипликационные фильмы были рисованными и появились ещё до возникновения кинематографа.
Переломным для отечественной мультипликации стал 1933 год. Тогда в кинотеатре «Ударник» открылся фестиваль американских мультфильмов, на котором произвели сенсацию картины «Пароход Вилли» и «Три поросёнка» студии Уолта Диснея. Стиль и метод производства диснеевских картин были признаны эталоном, во многом этому способствовала высокая оценка, данная американской анимации товарищем Сталиным. С тех пор советская мультипликация должна была ориентироваться на диснеевские стандарты. В 1936 году был создан «Союздетмультфильм», впоследствии – «Союзмультфильм», организованный как точная копия студии Диснея, а после Великой Отечественной войны в рамках борьбы с космополитизмом «североамериканский империалист Дисней» был скинут с парохода советской мультипликации. Госзаказ теперь диктовал художникам следовать принципам реалистичности и народности, результатом чего стало появление таких мультипликационных сказок, как «Аленький цветочек», «Снегурочка», «Двенадцать месяцев», полюбившихся многим поколениям зрителей.
Читать далее
Мультфильм, как и всякое кино, начинается со сценария. Далее идет стандартная бумажная работа: раскадровка, эскизы. Художники заранее продумывают и рисуют внешность персонажей и их мир, а уже после этого приступают к изготовлению самих кукол и декораций.
Сначала необходимо расставить все детали на сцену-макет, снять кадр, затем внести необходимые изменения в положение куклы или локации. Снова сделать фото, затем повторить свои действия. Так несколько тысяч раз – пока не наберется достаточно материала для будущего мультфильма. Когда полученные фотографии будут воспроизводить друг за другом, создастся впечатление движения объектов на них.
Самые известные примеры из советской мультипликации:
- «Чебурашка», «Крокодил Гена» и «Шапокляк» Романа Качанова (признанная классикой мировой мультипликации). Именно с фильмов Качанова аниматором-кукловодом начинал свою карьеру Юрий Норштейн.
- Режиссёр Аида Зябликова создала кукольный мультсериал «Домовёнок Кузя», мультфильмы «Акаиро» и «Муми-тролль».
- Режиссёры Иосиф Доукша и Майя Бузинова работали в жанре кукольной анимации — «Дядюшка Ау» (мультсериал), а также создали серию кукольных мультфильмов по сказкам Ганса Христиана Андерсена.
Пластилиновая мультипликация
Пластилиновая мультипликация — это техника мультипликации, при применении которой фильмы делаются путём создания пластилиновых объектов и их покадровой съёмки, а в промежутках между кадрами эти фигуры преобразовывают. Данная техника является очень затратной и требует специальных навыков лепки, но это не помешало многим советским режиссёрам прибегать к ней в своих работах. Например, на создание фильма «Пластилиновая ворона» ушло около 800 килограммов пластилина.
Пластилиновые мультфильмы создавали Александр Татарский, Гарри Бардин, Ник Парк, Сергей Меринов и другие.
В пластилиновой мультипликации существует несколько техник:
- Перекладка: принцип её крайне прост. Нужно расположить персонажей на столе, сверху установить камеру, добавить немного света. А потом всё это дело нужно фотографировать. Сделали первый кадр – немного подвинули персонажей. Сделали следующий кадр – снова подвинули. Персонажи и декорации для этого вида мультипликации делаются специальной, плоской формы. В настоящее время слои снимаются по отдельности и совмещаются при компьютерном монтаже. Для удобства анимирования персонажей этот вид подходит лучше всего. В этой технике был снят мультипликационный фильм «Падал прошлогодний снег».
- Объёмная мультипликация: этот вид анимации использует объемные куклы и фоны (как экстерьеры, так и интерьеры). В такой технике получаются более естественные тени. Все делается из пластилина. Учитывая сложность материала (пластилин, сам по себе тяжелый и пластичный) куклы, не могут долго держать позу. При средних и больших масштабах пластилин крепят на металлический каркас. Это может быть, как обычная проволока, так и специальные металлические шарнирные куклы. Работать в этой технике гораздо сложнее, поскольку анимировать персонажей приходится в пространстве; их необходимо специально укреплять в декорации, иногда используя дополнительные опоры и подвески.
- Комбинированная мультипликация: персонажи анимируются по отдельности и снимаются на фоне синего или зелёного экрана, после чего «вживляются» в снятые отдельно пластилиновые декорации. Основной объём работы приходится не на работу с пластилином, а на работу с компьютером. Например, по этой техники сделаны заставки «Мульти-России».
Известные пластилиновые мультфильмы СССР:
- «Падал прошлогодний снег»
- «Пластилиновая ворона»
- «Серый волк энд Красная Шапочка»
- «Брэк»
- «Тяп-ляп, маляры».
Техника бумажной перекладки
Техника перекладки наиболее проста, а поэтому востребована. Художник один раз рисует всех персонажей во всех необходимых ракурсах. Далее изображения режут на кусочки. Из них делают что-то вроде бумажных кукол. Героев накладывают на статичный фон и перемещают, создавая иллюзию движения. В «Союз мультфильме» стали активно использовать перекладку в 1960–1970-х годах. Сотрудники студии не только в совершенстве овладели техникой, но и создали на её базе новую. Она называется многоярусной перекладкой. Детали, в отличие от предметной анимации, двигаются на плоскости по частям, как в аппликации. Многоярусную перекладку лично разработал Юрий Норштейн (она использовалась в «Ёжике в тумане»). Именно ему пришло в голову, что
различные части персонажа можно помещать на специальные стеклянные ярусы, находящиеся на разном расстоянии от камеры. Благодаря этому мультфильм становится гораздо реалистичнее и кажется объёмным.

СЮРРЕАЛИЗМ
В СОВРЕМЕННЫХ
МУЛЬТФИЛЬМАХ
Ёжик в туманности
Погрузившись в приятную атмосферу советских мультфильмов, не стоит забывать о настоящем:
Чем же сейчас занимается студия, выпустившая в прошлом столько интересных мультфильмов?
Как обстоят дела в современном производстве мультиков?
Как отразились на них традиции прошлого?
Союзмультфильм в XXI веке
Союзмультфильм — компания, создавшая Ёжик в тумане и Контакт, сейчас работает над такими проектами как «Простоквашино», «Оранжевая корова».
В отличие от советских мультфильмов про
«Простоквашино», действие новых серий происходит в 2018—2020 годах. У Дяди Фёдора появилась младшая сестра Вера Павловна, а у неё самой — подружка-грызун Тама-Тама. Матроскин и Шарик завели фермерское хозяйство и осваивают новые технологии.

Смешарики, серия «Новые зубы Кроша»
Время идёт...
Время идёт, и, хотя старые мультфильмы не теряют своей популярности, современные студии анимационного кино не стоят на месте.
За неполные 30 лет было создано множество мультфильмов для массового зрителя, ориентированных на прокат. Основными студиями, занимающимися высокобюджетными картинами, являются «Мельница» и воронежская студия Wizart Animation, создавшая 3D-мультфильм «Снежная королева».
К примеру, студия «ца» — создатель известных мультфильмов как «Лунтик», «Три Богатыря»и «Иван Царевич и Серый волк» — вызвала фурор самым первым мультфильмом «Карлик Нос» в 2003, режиссёром которого был Илья Максимов. Сам сюжет описывает жизнь мальчика Якоба, которого заколдовала злая ведьма. Однажды он спас гусыню, но оказалось, что это была заколдованная принцесса Грета и вместе им предстоит пройти через множество испытаний.

Но сохранили ли студии, выпускающие современные мультфильмы, тот дух лёгкого безумия, ту подачу серьёзного в обёртке абсурдного, какой славились их прошлые работы?
Традиция на создание необычных, глубоких, зачастую экзистенциальных картин сохранилась в короткометражных и многосерийных мультфильмах. Абсурдистика, культурные отсылки, гротеск и необычные авторские решения сопутствуют большинству мультфильмов короткого метра, вне зависимости от времени и места создания.
В большинстве своём такими мультфильмами занимаются студии «Пилот» и
«Петербург» с сериями короткометражных мультфильмов «Гора самоцветов» и «Смешарики».

В 2009 году « Смешарики» сделали серию-копию знаменитого «Ежика в тумане» от Союзмультфильма. Сама серия называлась «Ёжик в туманности». Режиссёры Денис Чернов, Роман Соколов и др. в точности показали современную версию советского мультфильма, добавив туда новых героев, но сохранив оригинальную тревожно-философскую атмосферу. Основная музыкальная тема и часть сценария была взята именно из «Ёжика в тумане». На примере этой серии можно увидеть преемственность между некоторыми современными и советскими мультфильмами, когда одна и та же задумка воплощается с применениями разных технических средств и с учётом реалий нового времени. И если для детей это просто мультфильм, то люди постарше смогут увидеть отсылку на всеми любимого «Ёжика…».



Читать далее
Оказалось, что влияние советского кинематографа сказалось даже на мультфильмах, которые делают в нашем образовательном центре «Сириус». Наша команда пообщалась с автором задумки одного такого мультика, чтобы узнать, действительно ли это так.
— Здравствуй, Настя. Ты делаешь на мастерской мультфильм? Расскажи немного о нём. Чья это вообще была идея, чем ты вдохновлялась?
— Идея была моя. Герой попадает в наш мир, в мир… *смеётся*… «России для грустных», где серые панельки, снег… Вообще это основывается немного на жанре «рождественских повестей», сюжет может быть схожим. Он попадает в этот тёмный мир, где идёт снег, стоит перед окном, где видно ёлку, семью вокруг неё, и понимает, что не может это иметь. И умирает.
— Почему не может?
— Он не создан для этого.
— В какой технике это будет выполнено?
— Аппликация плюс оригами, такой бумажный монохромный мультфильм.
— Опиралась ли ты в своей идее или технике исполнения на какие-либо из старых мультиков?
— Ну, наверное, «Падал прошлогодний снег», он играет большую роль в атмосфере. Зима, холод…»

Этот мультфильм — конечный результат работы одной из мастерских — по субъективному мнению команды, подготовившей этот лонгрид, действительно может считаться преемником советской сюрреалистической мультипликации — тут и «недетский» сюжет под оболочкой мультфильма, и странная, немного грустная атмосфера, и вроде бы простенькое исполнение, которое несёт в себе куда больше смысла, чем некоторые «прилизанные» современные мультфильмы.

Что же в итоге?

Где грань между полными смысла и тепла, несмотря на немного пугающую атмосферу, мультфильмами и одинаковыми «мультипликациями», сделанными под копирку, которых, к сожалению, много сейчас и на тех студиях, которые делали ранее культовые для нескольких поколений мультики?

Наша команда считает, что секрет прост:
Не стоит гнаться за красивой и выглаженной картинкой, подменяя искренность глянцем. Делая любую работу, вспоминайте шероховатые линии и абстрактные формы советских мультфильмов, вспоминайте сюжет, кажущийся странным и дурацким, и вспоминайте то тёплое чувство от просмотра их в детстве и те действительно важные мысли, спрятанные в этой непростой обёртке.
Смотрите мультфильмы, наслаждайтесь самыми странными образами, благодарите режиссёров ваших любимых мультиков, подаривших вам детство и, конечно, читайте лонгриды от команд Сириуса!

Над лонгридом работали:
над лонгридом «Сюрреализм в анимации» работали:
Марк Кузнецов
Катерина Святохина
Мария Таций
Никита Мулюкин
Мария Левченко
Анна Калинина
Александра Романова
Диана Медведенко
Роза Медведенко
Аня Бушмелева
Анастасия Демещенко
Глеб Чэн