ХОГВАРТС-ЭКСПРЕСС В НОВУЮ КУЛЬТУРУ

Как поезд, задержанный на четыре часа, превратился в бестселлер в семи частях? Как «тихая студентка в джинсовой куртке» стала одной из самых успешных писательниц мира, на книгах которой основана третья по кассовому сбору серия фильмов в истории. Догадались, о чем речь? Это история о том, как из идеи рождается новая культура.

Что, если мы скажем, что между тобой и Джоан Роулинг есть кое-что общее?
Каждый из нас создавал собственные тексты. Было ли это школьное сочинение или неумелые, но искренние стихи о первой любви, в любом случае – текст всегда начинался с идеи, ведь так? Именно из нее выросла поттериана.

От Братства Кольца к философскому камню:
откуда взялся мальчик, который выжил
Свой первый рассказ Джоан Роулинг сочинила в возрасте 6 лет и с того момента не переставала творить.

В 1982 году Роулинг поступила в Экстерский университет на французский язык и классическую филологию.

Преподаватели Роулинг отмечали рвение девушки к гуманитарным наукам, считали ее «компетентной студенткой, делающей то, что необходимо». Сама же Роулинг считала, что она «не делала никакой работы вообще», а вместо этого «сильно подводила глаза, слушала TheSmiths и читала Диккенса и Толкина».

В возрасте 25 лет Роулинг теряет самого родного человека, маму, и решает уехать в Лондон. Рейс, на котором она ехала из Манчестера, стал судьбоносным.


В декабре 1990-го умерла её мама, десять лет боровшаяся с рассеянным склерозом. Боль от этой потери она вложила в свои книги, сделав Гарри Поттера сиротой.
«Книги такие, какие есть, потому что она умерла. Потому что я любила её, а она умерла» - говорит Роулинг.

Именно в поезде, направлявшемся из Манчестера в Лондон, у писательницы появился образ того самого, знакомого всем поклонникам, мальчика-волшебника в круглых очках — Гарри Поттера.

Дж.К.Роулинг
«Я возвращалась в Лондон одна в переполненном поезде, и идея о Гарри Поттере просто пришла мне в голову.»

БЕСТСЕЛЛЕР ИЛИ МЕЙНСТРИМ
Но все решил случай.
Издание «Bloomsbury» знаменито своим излишне современным методом работы. Главный редактор, Барри Каннингем, больше от скуки отдал «листики», присланные Роулинг, своей внучке. Той понравилось, и она попросила продолжения.


«Гарри Поттер и Философский камень» был опубликован, и первые 1000 книг сейчас не удается найти даже самым богатым любителям тайн. И хотя сам Каннингем считал, что у Роулинг мало шансов на успех в детской литературе, «Bloomsbury» смогло заработать на этой книге самое большое состояние за все время работы. Издание потребовало продолжение книги.

Джоан Роулинг приступает к написанию продолжения и в кратчайшие сроки пишет следующие несколько частей, где полностью возрождает темного владыку и продлевает тему Гарри Поттера. Успех растет с выпуском каждой части в геометрической прогрессии.

Дж.К.Роулинг
«Я рисую для себя. Мне нужно знать, как выглядят персонажи.»
(о дюжине черновиков первой главы)
На сегодняшний день количество проданных книг о Гарри Поттере превышает полмиллиарда. История «мальчика, который выжил» продолжает быть интересна детям и подросткам, на ее основе до сих пор создаются фанфики, а в 2016 году вышла восьмая часть — пьеса «Гарри Поттер и проклятое дитя». Захватывающий сюжет, бесконечные возможности волшебного мира, воспитательная функция в развлекательной форме — благодаря этим преимуществам книги Роулинг вырастили целое поколение и продолжают быть важной составляющей массовой культуры сейчас.

КАК ГОЛЛИВУД ЗАРАБОТАЛ НА ВОЛШЕБНИКЕ
В октябре 1998 года студия «Warner Bros» приобрела права на экранизацию первых двух романов за семизначную сумму. Однако Джоан всегда разделяла свои книги и их фильмы. Она участвовала в производстве с самого первого дня, дабы убедиться, что все делается правильно, давала советы на протяжении съемок. Но, как только Джоан убедилась, что правильные люди заняли свои места, начиная с продюсера Дэвида Хеймана и далее, она успокоилась и позволила им продолжать дальше, зная, что они относятся к ее книгам так же трепетно, как и она сама.

А для юных актеров она была тем, к кому они могу обратиться. Многие из них с теплотой вспоминают личные письма, неожиданно полученные от Джоан, в которых она объясняла, как они могут воплотить в жизнь своих героев именно так, как она изначально задумывала. Эти письма бесценны для каждого.

Споры о том, какой режиссер поттерианы лучше — один из любимейших видов спорта поклонников «Гарри Поттера», наравне с квиддичем. Восемь фильмов франшизы снимали четыре режиссера: первые две картины — Крис Коламбус, «Узник Азкабана» — Альфонсо Куарон, «Кубок огня» — Майк Ньюэлл, а оставшиеся четыре — Дэвид Йейтс.
Коламбус был идеальным кандидатом для запуска франшизы. Искренний поклонник книг Роулинг, он легко нашел общий язык с писательницей. Фильмы Коламбуса можно считать слишком детскими и недостаточно изощренными, но все же именно его называют главным режиссером поттерианы. Стремясь к аутентичности, он решил работать только с британскими актерами. Ему и продюсерам удалось собрать идеальный актерский состав, и большинство тех, кто снимался в первых фильмах, прошли франшизу до конца.
Кастинг на роли Гарри, Рона и Гермионы проводили несколько месяцев. Коламбус хотел, чтобы исполнители попадали в персонажей внешностью и харизмой, и не придавал значения опыту и мастерству, решив обучать их прямо на площадке.
К.Коламбус
«Я подумал, что могу превратить съемки в интерактивный опыт, где буду внутри процесса, а не сторонним наблюдателем. Наняв детей без актерского опыта, я буду играть вместе с ними в процессе обучения».
Известный как автор оптимистичных фильмов, в «Поттере» он достиг этого ощущения работой с колористикой и светом: в картине почти всегда ясная погода и жизнерадостные, праздничные, золотистые цвета.
«Гарри Поттера и узника Азкабана» Альфонсо Куарона считают абсолютной противоположностью дилогии Коламбуса, но это правда только отчасти. Куарон получил в наследство натренированных на работу подростков, художника-постановщика Стюарта Крэйга со всеми декорациями, костюмами, бутафорией, локациями и набивших руку на «Поттере» продюсеров.
Благодаря тонкому чутью киноязыка, Куарону удалось перевести в образы психологизм и неосязаемые ощущения, которые у Роулинг присутствуют во внутренних монологах главного героя.
«Поттер» Куарона смотрится резко повзрослевшим на фоне первых частей: с подростками режиссер говорит, как со взрослыми, а взрослым демонстрирует, что это уже не наивное детское кино.

Майк Ньюэлл — режиссер, превративший поттериану в блокбастер.
Ньюэлл снимал «Кубок огня». Он сделал ставку на комедию и, вместе с тем, придал франшизе качества настоящего блокбастера: внушительную компьютерную графику, размашистость локаций и зрелищные экшен-сцены.
М. Ньюэлл
«Когда я взялся за работу, оказалось, что я очень ограничен сторибордами. В процессе съемок я не мог к ним ничего добавить или заняться импровизацией. Я ненавидел их. К сожалению, иначе было нельзя, потому что съемочный процесс с таким большим количество участников был спланирован по этим сторибордам. Я больше никогда не буду так работать».


Дэвид Йейтс — режиссер, соединивший визуальные элементы из прошлых частей.
Судя по «Поттерам» Йейтса, он отнесся внимательно к наработкам предшественников и уважительно к первоисточнику. Ему удалось гармонично смешать леденящий хоррор, юмор и черты политической антиутопии.

Стюарт Крэйг — художник-постановщик, воплотивший поттериану в материальном мире.
Визуальную часть кино определяют три фигуры: режиссер, оператор и художник-постановщик. В случае поттерианы единственной постоянной этой троицы оставался Стюарт Крэйг. Возможно, именно он стал залогом визуального единства франшизы.

Крэйг отвечал за локации для натурных съемок и курировал изготовление декораций, бутафории и костюмов.
Значительная часть съемок прошла в студии «Ливсден» в пригороде Лондона. Там построили даже дом Дурслей. В павильонах «Ливсден» также снимали Платформу 9¾, большой зал Хогвартса и банк «Гринготтс».

Некоторых волшебных существ Роулинг полностью придумала сама, а других позаимствовала из мифов. Коламбус решил, что получит от детей более достоверную актерскую игру, если они смогут сфокусировать взгляд на волшебных существах на съемочной площадке, поэтому команда Крэйга создавала их механические модели.
Одна из таких моделей – Феникс Дамблдора. Она получилось настолько хорошей, что стоявшие рядом актеры не сразу поняли, что это не живая птица. Таким же образом изготовили голову василиска, гигантского паука Арагога и гиппогрифа Клювокрыла, последнего — с настоящими перьями и в трех экземплярах: стоящего, лежащего и вставшего на дыбы.

Крэйг стремился использовать графику минимально: дьявольские силки из «Философского камня» сделали куклой, которой за кадром управляли кукловоды, фирменный гоблинский образ — это одноразовые маски под гримом, а вот домового эльфа Добби «играл» теннисный мяч, позже превратившийся в полноценный персонаж с помощью анимации.




КАК СТАТЬ ВОЛШЕБНИКОМ: АКТЕР ПОД МАСКОЙ ПЕРСОНАЖА


Дж.К.Роулинг
«Гермиона в целом основана на мне. Она карикатура меня одиннадцатилетней, чем я не особенно горжусь»

Чтобы получить роль, актерам фильмов о Гарри Поттере пришлось пройти через большую конкуренцию, понравиться съемочной группе и, в особенности, Джоан Роулинг (она хотела, чтобы все они были из Великобритании).
Многих из них мы могли бы не увидеть на экранах – на место главных героев культовой истории претендовали актеры с бОльшим опытом работы, однако те, кого мы привыкли ассоциировать с персонажами историй о Гарри Поттере, смогли зацепить своей харизмой и потенциалом.
Вот уже десять лет прошло с тех пор, как Дэниел Рэдклифф обогнал 16 тысяч детей и был выбран на роль Гарри Поттера, маленький Руперт Гринт ради роли Рона нарядился в женское платье и исполнил на кастинге рэп, а Эмма Уотсон прошла более пяти актерских слушаний, чтобы стать Гермионой Грэйнджер.

Именно потому, что актеры подбирались с особой тщательностью и с участием самой Роулинг, роли стали масками, слившимися с лицами. Нам сложно представить Дэниела Рэдклиффа, Эмму Уотсон и Руперта Гринта в отрыве от их знаменитых амплуа.


ДЖ.РОУЛИНГ vs ГАРРИ ПОТТЕР: КТО КОГО?
Книги Роулинг о Гарри Поттере стали настоящей сенсацией, а после выхода фильмов популярность франшизы только росла. Последние четыре части стали рекордсменами продаж. Общепризнанным стал факт, что книги Джоан вернули тогдашней молодёжи интерес к чтению литературы.

Но что было с последующими работами писательницы и смогли ли они привлечь внимание читателей? В 2012 году она выпускает роман для подростков и взрослых "Случайная вакансия", и книга становится бестселлером года. В первые три дня продажи перевалили за миллион экземпляров. BBC выкупила права на экранизацию трехчасового сериала об этой истории и единственный сезон увидел свет в 2015 году. Позже, под псевдонимом, Роулинг пишет ещё две книги о детективе Кормороне Страйке.

Плодотворность и писательский талант у Роулинг не отнять, хотя следующие ее работы не достигали фееричного успеха «Гарри Поттера».

В ОМУТЕ ПАМЯТИ: КНИГА ИЛИ ФИЛЬМ?

Так получилось, что история о мальчике со шрамом в виде молнии на лбу завоевала планету. Книги переведены более чем на шесть десятков языков и до сих пор захватывают читателей разных возрастов. Версии популярности книги разные: удачный маркетинг, работа сарафанного радио, а кто-то считает, что идея выстрелила в удачное время. В эру инфантилизации, когда все хотят окунуться в детство, большой интерес к волшебным сюжетам оправдан.

Сложно сказать, что популярнее среди фанатов франшизы о Гарри Поттере. Однако, по данным нашего опроса среди участников этой смены, большинство предпочло книгу, а не фильм. Не смотря на качественно снятый фильм, книга не теряет актуальности среди современных подростков как первоисточник.

Еще не понял, чем ты похож на Роулинг?

Кто она такая? Девочка из обычной семьи, без полезных связей и гениальности, у которой, тем не менее, получилось стать долларовой миллиардершей, написав одно из самых популярных произведений массовой культуры.

Родители не одобряли ее интерес к писательству, она получала многочисленные отказы от издательств, однако сейчас ее знает весь мир.



Хогвартс-экспресс прибыл на конечную станцию. Теперь ты знаешь, что идея может стать вселенной.
Над проектом работали
Бачуркина Мария
Л4
Авдиюк Полина
Л2
Кутузова Дарья
Л3
Зотова Софья
Л1
Глеб Чэн
Руководитель мастерской "Текст 2.0"