Кураторство как стиль жизни
Фотография: Василиса Гончарова
Сочи. «Сириус». Бесконечные встречи, знакомства, открытия. Ты идешь по коридору и ощущаешь себя частью чего-то большого и значимого. У всех направлений свои толстовки: все такие разные, но такие похожие! Но вот мелькнула одна фиолетовая футболка, явно выделяющаяся среди толпы стажеров. Затем вторая, третья. А вот и послышалось: «Литература 4, вторая раздача!» Кто же все эти «фиолетовые футболки»? И что их объединяет? Попробуем разобраться.
Фотография: Лилия Кришталева
Неотъемлемой частью любого образовательного центра, лагеря, помимо детей или преподавателей, являются кураторы, вожатые. На их плечи возлагается большая ответственность: кураторы должны стать и родителями, и друзьями, и наставниками для детей. Они должны быть готовы в любой момент выслушать тебя, помочь, поднять настроение. Как-то один вожатый из лагеря «Артек» сказал: «Я чувствую себя частичкой одной большой семьи. Меня мотивируют талантливые, умные ребята, которые приезжают на каждую смену. Дети — это источник вдохновения для моих песен, написанных здесь, уже в родном для меня «Артеке».
Каждый куратор, вожатый, тьютор уникален, индивидуален, но их объединяет одно — искренняя любовь к работе с детьми.
Работа куратора в «Сириусе» тяжела и подходит далеко не каждому.
Он выполняет бесчисленное множество обязанностей. Так, именно кураторы следят за соблюдением расписания и режима дня вверенной им группы детей. Они также обеспечивают их безопасность и комфорт во время пребывания в образовательном центре. В случае возникновения конфликта или какой-то проблемы, дети в первую очередь обращаются именно к наставнику.
Сколько кураторов сегодня в «Сириусе»?
6 декабря 2018 год
Спорт
22
Наука
36
Искусство
10
Литературное творчество
10
Подменные кураторы
12
Ночные кураторы
16
Фотографии: Лилия Кришталева, Мария Селюкова
Кураторы должны принимать участие во всех образовательных событиях команды, среди которых защита проектов, выставки, концерты, экскурсии и многое другое.
Для того, чтобы стать куратором, нужно обязательно пройти собеседование и иметь различный педагогический опыт. Кроме того, куратор должен иметь высокий общекультурный уровень и уметь поддержать разговор с учениками. Эти люди постоянно находятся в контакте не только с руководством центра, но и со своими подопечными.
ИНТЕРВЬЮ С КУРАТОРОМ
Фотография: Алена Корчагина
1
Как Вы стали куратором в «Сириусе»?
Вера Кочергина
Наука/
Литературное творчество
Я думаю, если я отвечу, что совершенно случайно, то это будет оптимальным ответом. Просто каким-то начаянным образом я увидела объявление у своих знакомых о том, что кто-то был в «Сириусе», и мне тоже захотелось приехать туда для получения интересного опыта. Позже я узнала, что в «Сириусе» бывает такая прекрасная женщина, как Татьяна Владимировна Черниговская. Это ученый, лингвист, культуролог. Она основала здесь лабораторию когнитивистики и на базе центра проводит исследования в этой области. Наверное, все-таки именно из-за Татьяны Владимировны я и решила приехать в «Сириус», чтобы убедиться в том, что наука действительно не стоит на месте. И осталась здесь. Вот так я стала куратором «Сириуса».
Анна Заякина
Искусство/
Литературное творчество
Куратором в «Сириусе» я стала совершенно случайно. Мой друг сказал мне, что есть такое место в нашей стране, куда я могу поехать и где могу применить свои знания и умения в области педагогики, где я могу быть не просто школьным учителем, а человеком, который намного ближе к детям, который может не только им помогать реализовывать себя, но быть им другом, коллегой и тем человеком, который сможет им помочь.
Ольга Зюкина
Спорт/
Литературное творчество
Когда я была студенткой, я каждое лето ездила в детские лагеря работать вожатой. Мне это очень нравилось. Когда я окончила вуз, Институт Культуры, я стала искать работу и случайно на сайте поиска работы нашла вакансию «Сириуса». Я не знала об этом центре абсолютно ничего и вообще откликалась на все вакансии подряд, потому что я очень любопытный человек. Я проходила все собеседования, в том числе и в «Сириусе». Меня приняли, я пришла сюда на работу и уже здесь познакомилась с этим центром. Я до сих пор восхищаюсь своей работой, потому что «Сириус» действительно уникальное место.
Людмила Антюшева
Искусство/
Литературное творчество
У меня было довольно все просто: после окончания университета я заполнила заявку на сайте Центра и решила попробовать себя в новом месте в новом амплуа. И у меня получилось.
2
Был ли у Вас опыт работы в других детских центрах или лагерях?
Вера Кочергина
Наука/
Литературное творчество
Да, однозначно, просто потому что в центр «Сириус» не очень охотно берут людей, не имеющих педагогического опыта. Помимо того, что я работала по своей специальности учителем русского языка и литературы, у меня также был огромный опыт работы с детьми в детских центрах и лагерях. После первого курса я попала в летний лагерь в моем родном городе Брянске. Он, по-моему, назывался «Деснянские зори». Далее, после второго курса, я работала воспитателем в подмосковном лагере, который назывался «Пестово». В силу некоторых жизненных обстоятельств после этого я опять вернулась к своей педагогической деятельности, начав работу учителем русского языка и литературы. Отработав год в Севастополе, что-то в моей голове перемкнуло, и я уехала в «Артек», в лагерь «Речной». И вот, после «Артека», спустя месяц, я приезжаю в «Сириус».
Анна Заякина
Искусство/
Литературное творчество
Да, до «Сириуса» я работала и в других организациях. В лагере я отработала всего лишь одну смену. Быть вожатым — это не мое, я больше про педагогику. Я работала год в общеобразовательной школе с углубленным изучением иностранных языков. Я работала в девятых и шестых классах. Это было просто божественно, я обожаю работать с детьми… Не стесняться себя, не стесняться их, показывать им новый мир, показывать им их возможности в наше время, в нашем возрасте, в наших реалиях. Мне нравится, что они принимают это, что они воспринимают меня не только как учителя, но и как человека, который может им помочь, который может им что-то дать новое. Мне всегда приятно, когда мои дети меня цитируют или какие-то фразы запоминают, когда я говорю с ними о чем-то высоком, и всегда говорят слова благодарности за то, что я помогаю им воспринимать мир по-другому. Я считаю, что на данном этапе жизни это моя основная цель и миссия.
Ольга Зюкина
Спорт/
Литературное творчество
Да, работала в самарских детских лагерях и именно там как раз познакомилась с системой вожатства. Мне безумно понравилось. Вот, как-то так получилось, что в итоге продолжаю этим работать на постоянной основе, и очень сильно этому рада.
Людмила Антюшева
Искусство/
Литературное творчество
Да, конечно, был. С самого детства я проводила все лето в лагерях. Еще тогда меня это как-то зацепило, что ли. До «Сириуса» я работала как в различных центрах, так и в обычных детских оздоровительных лагерях.
3
Изменило ли Вас кураторство?
Анна Заякина
Искусство/
Литературное творчество
Да, кураторство меня изменило. Изменило в том плане, что я стала абсолютно по-другому смотреть не только на детей, но и на себя. На самом деле, меня гораздо больше изменило кураторство именно с детьми направления «Литературное творчество». В сентябре у меня было много индивидуальных бесед с детьми, очень много я поняла и открыла через них в себе и в своем мироощущении. Я до сих пор вспоминаю с большим теплом, с большим счастьем и благодарностью команду Л02, ведь они были первыми, кто позволил мне понять, что я должна быть именно здесь и именно сейчас.
Людмила Анюшева
Искусство/
Литературное творчество
Кураторство? Нет, не изменило. Изменила педагогика. Только благодаря ей ты понимаешь каждого ребёнка, а это и позволяет быть хорошим куратором.
В «Сириусе» не бывает «случайных людей». Здесь все — часть чего-то большего, здесь люди объединены одной целью учить и учиться новому. А куратор — это тот человек, который видит жизнь центра изнутри. Это не просто лидер, способный увлечь и сплотить детей — это талантливый, эрудированный и интеллектуально подкованный человек. Он корректный и тактичный. Он должен уметь вовремя распознать трудности и открыто порадоваться успехам, работать как с активными детьми, так и с ребятами-интровертами. И не только обмен позитивной энергетикой с детьми радует кураторов, но и работа с интересными педагогами, учеными и мастерами своего дела. Кураторство — возможность быть частью большого педагогического проекта по развитию талантливых детей в России.
Над лонгридом работали: Алена Корчагина, Лилия Кришталева, Александра Хитрова, Мария Селюкова, Иван Широков, Элис Вагапова