Техническое задание

Как современная литература «живет» в тематических медиа и медиа general interest?
Партнер проекта: интернет-издание «Мел».

Тема: современная литература в СМИ. Как литература «живет» в тематических медиа и медиа general interest?

Цель — определение отношения новых медиа (диджитал-изданий) с литературным потоком.

Задачи:
1. Рассмотреть группу СМИ и объяснить, почему СМИ сформированы в эти группы, определить или предположить их аудиторию.
Группа 1: Meduza — The Village — Mel — Daily.Afisha
Группа 2: Газета.ру — Известия — Коммерсант
Группа 3: РИА Новости — ИТАР-ТАСС — Интерфакс

2. Во всех СМИ найти оформленный литературный поток (рецензии, обзоры, дискуссии, литературные подкасты, чтения, видео).

3. Во всех данных группах проанализировать форматы и жанры представления литературы.

4. Вычленить основные жанры — обзоры, рецензии, аналитика и пр.

5. Сопоставить то, как предпочитают журналисты работать в этих жанрах, что становится объектом их интереса, как группируются произведения в обзорах, каковы формы этого обзора.

6. Выявить, какому жанру литературы отдают предпочтение журналисты, построить гипотезы, почему именно ему (или нескольким).

7. Определить форматы: в каком виде помимо текста литература представлена в СМИ.

8. Сделать срез по аудио и видео: как литература репрезентуется в различных СМИ в этих форматах. Построить гипотезу о причине подобной репрезентации.

9. Найти примеры нетрадиционного формата репрезентации литературных произведений (подсказка – «Скажи, Красная Шапочка»).

Требуемый результат: создание текста, который будет содержать ответы на заданные вопросы.

ТЗ по тексту:
· не менее 8000-10000 знаков, максимальный объем — до 18000;
· текст структурирован в формате «Мела» (содержит информационный лид, разделен подзаголовками, содержит врезы, каждый элемент текста под подзаголовком является выводом, основным на наблюдениях).
Подкасты, рецензии, некрологи — как говорят о литературе современные СМИ?
Что вам удобнее читать: рецензии или краткие подборки книг? Может быть слушать подкасты? Читатели разные — литература тоже. Стажеры образовательного центра «Сириус» по заданию «Мела» изучили, как популярные медиа-издания взаимодействуют с современным литературным потоком.
Среди огромного информационного пространства мы выделили три группы СМИ, различающимся по степени вовлеченности в литературный поток. В первую группу вошли издания, определившие литературу как одно из основных направлений публикуемого материала: «Meduza», «The Village», «Мел», «Daily.Afisha». Чаще всего на этих сайтах публикуются подборки новых книг, а также фрагменты из еще не вышедших романов или литературы non-fiction. Вторая группа изданий — «Газета.ру», «Известия», «Коммерсант». Эти издания отличаются аналитическим уклоном статей и точностью прогнозов. Третья же группа представляет собой новостные издания общественно-политического характера: «РИА Новости», «ИТАР-ТАСС», «Интерфакс». Литература рассматривается в этих медиа в контексте новостной повестки.

Литературные навигаторы

Читательская аудитория
Meduza
Возраст аудитории варьируется в среднем от 25 до 50 лет. Читатели, с доходом выше среднего, преимущественно мужчины - 65,5%. Доля женщин составляет 34,5%.
The Village
Женская аудитория немного преобладает (54%). Доход - средний и выше среднего. Возраст от 18 до 55 лет.
Мел
Работники образования, родители.
Возраст аудитории варьируется в среднем от 25 до 44 лет.


Daily.Afisha
Преимущественно женщины (до 45 лет) из крупных городов со средним доходом и блогеры.
Лучшими помощниками в поиске литературы станут такие сайты, как «Meduza», «The Village», «Мел» и «Daily.Afisha».
Все четыре издания чаще всего представляют информацию о книгах в виде подборок. Журналисты отдают предпочтение именно этим жанрам, ведь публикуемый контент рассчитан на образованных и, очевидно, занятых людей. Их время на чтение и просмотр информации очень ограничено. Важным критерием становится ёмкость и информативность текста, поэтому нередко можно встретить альтернативные способы подачи информации – карточки, тесты и прочее визуальное сопровождение.

В изданиях «Meduza» и «The Village» помимо подборок можно найти большое количество отрывков. Особенностью сайта «Daily.Afisha» является наличие литературных новостей и интервью с писателями, издателями. Рецензии и интерактивное представление информации в виде тестов объединяет издания «Мел» и «Daily.Afisha». Если вы предпочитаете слушать подкасты, советуем заглянуть на «Медузу».

Не стоит также забывать, что у каждого портала свои читатели (см. таблицу выше). Что касается жанров, «Meduza» специализируется на художественных произведениях (как отечественных, так и зарубежных) и литературе non-fiction.
Круг интересов «Daily.Afisha» составляют обзоры детских книг и массовой литературы для взрослых читателей. «The Village» не обходит стороной специализированную литературу – медицинские и кулинарные пособия.

Большая часть публикаций «Мела» посвящена зарубежным книгам. Обзоры художественной литературы, публикующиеся на «Меле» имеют сезонную подборку. Например, в новогодние каникулы, издательство делает интересную подборку книг, содержание которых соответствует атмосфере праздника. Осень — это время начала школьных занятий, а значит взрослые и дети максимально вовлечены в образование. Понимая это, «Мел» рассказывает, какие книги помогут развить у ребенка любознательность и где найти советы родителям по воспитанию своих чад. Летом хочется прочитать что-то легкое и свежее. И вновь, угадывая потребности читателей, «Мел» создает список «что почитать летом», в который входят рецензии и обзоры. Чтобы расширить читательскую аудиторию и угодить разнообразному кругу читателей, «Мел» не пропускает ни одно значимое событие, будь то юбилей со дня рождения Теслы или годовщина того, как изобретение Вернадского было внедрено в разработку. Читатели имеют возможность ознакомиться не только с отрывками и конспектами из их книг, но и с научными трудами других авторов.

Универсальность такого рода изданий объясняет повышенный интерес разновозрастной аудитории, а доступность и частота публикаций материалов позволяет иметь постоянных читателей.
Meduza
113
The Village
37
Mel
42
Daily.Afisha
33
По данным за последние 6 месяцев
(за исключением издания Meduza — 12 месяцев).
КОЛИЧЕСТВО ПУБЛИКАЦИЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ОБОЗРЕВАТЕЛИ


Читательская аудитория
Газета.ру

Возраст аудитории варьируется в среднем от 25 до 50 лет.

Читатели, с доходом выше среднего, преимущественно мужчины — 65,5%. Доля женщин составляет 34,5%.
Известия

Возраст аудитории варьируется в среднем от 25 до 65 лет.

Почти поровну мужчин и женщин, имеющих доход средний и выше среднего.
Читатели, с высоким доходом, преимущественно это мужчины — 64%. Доля женщин составляет 36% (по данным исследования Garant Group).
Коммерсант

Возраст аудитории варьируется в среднем от 30 до 52 лет.

Читатели, с высоким доходом, преимущественно это мужчины — 64%. Доля женщин составляет 36%.
Издания «Коммерсант», «Известия»и «Газета.ру» выпускают одни из самых качественных обзоров на книги.
Доминирующими жанрами в «Газете.ру», «Известиях», «Коммерсанте» за последние полгода можно считать статьи и новости, некрологи, интервью и заметки.

По числу им незначительно уступают подборки книг от популярных личностей, анонсы свежих книг и их экранизаций, обзоры на недавно вышедшие произведения. Насчитывается одинаковое количество репортажей и очерков, а также встречаются комментарии от известных личностей. Возраст аудитории варьируется в среднем от 30 до 52 лет. Постоянные читатели имеют высшее образование, но их вовлеченность в литературу невысока. К тому же, в статьях о литературе отражаются политические взгляды: встречался текст, осуждающий оформление украинского учебника литературы. Отсутствие у такой аудитории времени на чтение сказывается на подаче, которую избирают журналисты: опубликованные тексты отличаются строгостью и ёмкостью. Выделяется то, что издания подходят к литературному потоку формально. Чаще всего публикуются лаконичные анонсы будущих книг и экранизаций, новости о литературных премиях и некрологи. Среди данного списка выделяются «Известия», их тексты отражены в более свободной форме. Можно найти как репортажи об акциях городских библиотек , так и художественные очерки Евгения Водолазкина.
Публикуются также подробные обзоры на литературные зарубежные и отечественные новинки, подборки книг, объединённые тематикой или жанром. На всех остальных порталах философские эссе, рецензии и другие крупные жанры встречаются редко. Неудивительно, что журналисты в данном случае отдают предпочтение жанрам, предполагающим меньший объём. Порой и без того ёмкий текст сокращается до пары ключевых абзацев с помощью специальной функции, доступной на сайте. Делается это всё с целью привлечь и удержать внимание. Только краткая сводка — ничего более. Это также обусловлено тем, что значительная доля аудитории данных СМИ не нуждается в детальной информации о современных литературных процессах. Но аудитория у изданий всё же образованная, а потому «Известия» и «Коммерсант» могут себе позволить публиковать раз в месяц более длинные материалы – очерки, заметки, развернутые интервью. Вопреки всем законам, это только подогревает интерес к тексту и изданию в целом: такие публикации всегда приятно читать, а вкупе с легким языком чтение становится не только полезным и информативным, но и приятным занятием.

Газета.ру
78
Известия
60
Коммерсант
84

По данным за последние 6 месяцев.

КОЛИЧЕСТВО ПУБЛИКАЦИЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

КРУПНЫЕ НОВОСТНЫЕ СМИ


Читательская аудитория
РИА Новости
Возраст варьируется 35-60 лет.

Читатели, с доходом выше среднего, преимущественно в возрасте от 24 до 52 лет, мужчины(55,5%) , женщины составляет (44,5%).
ИТАР-ТАСС
Возраст варьируется от 30 до 55 лет. Преимущественно мужчины.
Читатели со средним доходом и выше среднего.
Интерфакс
Возраст варьируется от 25 до 50 лет. Преимущественно мужчины — 35-60 лет, со средним доходом.
За оперативными политическими, экономическими, социальными и культурными новостями — к изданиям «Интерфакс», «ИТАР-ТАСС» и «РИА Новости».
Так как издательства «РИА Новости», «ИТАР-ТАСС» и «Интерфакс» – новостные, их самым популярным жанром являются анонсы и статьи. Необычных способов подачи информации, таких как карточки, видео и тому подобное, данные издания не задействуют – сведения представлены исключительно в текстовом формате. Из-за того, что акцент ставится преимущественно на освещение актуальных политических и социальных проблем, культуре и современной литературе в частности уделяется не так много внимания. В связи с этим преобладают такие жанры, как некролог и анонс. Основная цель – информировать, а не просвещать или расширять кругозор. Это напрямую связано также с консервативностью целевой аудитории данных издательств. Люди 35-60 лет, находящиеся в поиске содержательной информативной статьи, охотнее прочтут текст, чем посмотрят видео. Несмотря на чисто новостную направленность, на этих порталах встречаются и репортажи: открытия выставок и музеев, вручения премий в области искусства, дни рождения писателей. Присутствуют и интервью с современными писателями, критиками, редакторами и литературоведами.
В информационном агентстве «ИТАР-ТАСС» практически не встречаются рекомендации книг, хотя есть исключения. Материалы немногочисленны, но они охватывают широкую возрастную аудиторию. Это лишь подтверждает популярность и актуальность современной литературы, ведь даже такие строгие новостные порталы не могут игнорировать литературные новинки. Однако прочих жанров – рецензий, отзывов и очерков – обнаружено не было, так как на первом месте в данных издательствах находится не литература, а общественная и политическая жизнь, ведь основная цель подобных порталов – обеспечение актуальной информацией редакции газет, журналов и других СМИ.
РИА Новости
46
ИТАР-ТАСС
56
Интерфакс
24

По данным за последние 6 месяцев.

КОЛИЧЕСТВО ПУБЛИКАЦИЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Новый формат
Высокая конкуренция вынуждает издательства искать новые пути подачи информации. У каждой статьи есть всего несколько секунд, чтобы привлечь внимание читателя. Для этого современными медиа были созданы различные способы интерпретации новостей.
Обычные литературные статьи приобретают вид лонгридов, дискуссий и карточек для например, «5 необычных книг, которые помогут вам полюбить историю» или «Вы покупаете электронные книги? А бумажные выбрасываете?». Интересно, что подобные форматы используются в изданиях, рассчитанных именно на молодую аудиторию, средний возраст которой – от 16 до 35 лет.
В новостных порталах статьи сохраняют традиционное, консервативное оформление. Привычный вид текста рассчитан на читателя от 35 лет и выше.

Кроме новых текстовых интерпретаций литература начинает жить и в аудио- и видеоформатах. Например, существует «Текст недели» - аудиоверсия наиболее обсуждаемых и важных на этой неделе материалов «Meduza», своеобразное интервью героев статьи, беседа с автором. Помимо этого, в новостных статьях регулярно используются видео-репортажи, интервью. Подобные вариации подачи текста расширяют круг потенциальной аудитории издания, а также упрощают восприятие информации, делают её более доступной для читателя.
ВСЁ НОВОЕ – ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ
Обращение к фольклору и текстам классиков – приём, хорошо знакомый искушённому читателю. Но где эта тонкая грань между бездарным списыванием проверенных временем сюжетов и совершенно новой авторской интерпретацией?
Явление, когда автор сознательно обращается к какому-либо тексту, написанному ранее, в своём произведении, получило название «интертекстуальность». С помощью таких отсылок к различным книгам прошлого создаётся широкое поле для читательской интерпретации, которая, в свою очередь, становится более сложной и неоднозначной. Интертекст придаёт произведению оригинальность; есть в нём также и своего рода игровой мотив — некая проверка, узнает ли читатель, к чему на этот раз обратился писатель, или же сочтёт это за своеобразный авторский троп, или же вовсе пропустит непонятные строки? Тексты, в которых был использован этот приём, очень отличаются от остальных работ в первую очередь своей глубиной.

Но что, если сам этот троп становится основой для нового произведения? Если аллюзия звучит уже в названии, а сюжет - «переиначивание» старой завязки под современные реалии? Можно ли это называть авторским текстом?

Как правило, современные писатели нередко используют уже ранее написанные книги в качестве драматургической основы для своих произведений. Вопрос лишь в том, насколько удачной оказывается такая явная аллюзия, и зависит это по большей части от писательского мастерства.

На сайте «Meduza» был опубликован критический отклик Галины Юзефович, в котором она рассказывает о необычном детективе с известным названием: «Макбет» Ю. Несбе. Обзор на «Макбета» показал, что автор изложил шекспировскую трагедию нестандартным образом, использовав свой излюбленный жанр – полицейский триллер. Юзефович приходит к выводу о том, что Несбе следовало бы ограничиться компактным эссе о возможностях современного прочтения шекспировской трагедии, что оказалось бы свежо и остроумно. Ну а нынешний «Макбет» — это, к сожалению, «безусловный провал и досадная неудача большого писателя».

Ещё одна книга, которая может похвастаться оригинальной авторской интерпретацией, — «Теремок. Авторская версия. Графическая история». В графической истории Игоря Олейникова знакомая с детства сказка оживает и начинает играть новыми красками. В новой трактовке сказки каждому персонажу художник придумал особенную предысторию: объяснение того, как они оказались бездомными. И судя по многочисленным положительным отзывам в интернет-магазинах, ремейки бывают успешными.

Безусловно, это не единственные примеры подобных репрезентаций классических произведений в современной литературе.
Они встречаются не так часто, однако это не исключает того факта, что современные авторы часто обращаются к более ранним текстам и умеют подать их в контексте нового времени свежо и интересно. А это — самое главное, ведь любознательность в читателях не дремлет и нуждается в постоянном обогащении совершенно новыми историями, сюжетами и образами.

Несмотря на распространённый стереотип о том, что в XXI веке не осталось места для литературы, в медиапространстве книгам уделено много внимания. Одни издательства популяризируют литературные знания и освещают актуальные новости, а другие – сокращают романы, публикуя лишь острые и скандальные части книги. Каждое издание подбирает наиболее удобный для целевой аудитории формат, что позволяет журналистам и литераторам донести своё слово о современной литературе. Новые романы даже стали входить в списки вещей, которые «стыдно пропустить». Но не стоит также забывать, что СМИ — это в том числе средство отражения человеческой жизни, и она преломляется в нём через призму современности. Публицистика всегда была и будет тесно связана с повседневной жизнью; и пока есть, о чём писать, литература не умрёт.
Рекомендации изданию «Мел» по работе с литературным потоком
Мы проанализировали материалы о литературе десяти популярных изданий. Суммировав их преимущества и недостатки, мы составили шесть советов о том, как сделать тексты о книгах лучше.
Постоянные рубрики
Большая часть статей о книгах (вне зависимости от группы изданий) приурочена к праздникам: юбилеям писателей, дням памяти или литературным фестивалям. Стоит задуматься о создании постоянных рубрик. К примеру, было бы неплохо делать подборки книг на одну тему от представителей разных поколений.
Война стереотипам
Есть и другой вариант постоянной темы. Законы о возрастных ограничениях становятся лишь строже, это сбивает с толку и взрослых, и юных читателей. Полезной была бы рубрика с детским психологом, рассматривающим конкретные примеры из литературы, которые подходят детям вопреки нормам.
Синтетические жанры
Современная литература быстро меняется: появляются и набирают популярность новые форматы. Необходимо уделять внимание синтетическим жанрам: комиксам, подкастам, рэпу, мультимедийным гидам и прочим. Оригинальная подача привлекает не только детей, но и взрослых.
Подборки с аудиокнигами
Многие СМИ сотрудничают с книжными магазинами, дают гиперссылки на их ассортимент. Но почему внимание уделяется текстовым подборкам? Некоторым по душе аудиокниги.
Интерактив для младшей аудитории
Аудитория становится всё моложе, поэтому важно искать новые формы взаимодействия с ней. Создание интерактивных игр (по типу того, что можно наблюдать на «Лентаче») сделает образовательный процесс интереснее и проще.
Литературный бот
Другой оригинальный способ взаимодействия детей с миром книг — создание бота-героя из лучшей детской книги года произведения. Это позволит подросткам взаимодействовать с персонажем, расширять читательский кругозор и узнавать больше о событиях актуальных книг.


Авторский коллектив
Анастасия Ламанова, Арина Васильчук , Ульяна Лисова
Вероника Заруба, Дарья Чумакова, Егор Зернов
Елизавета Володина, Мария Минина, Анастасия Бурянина
Анастасия Бычкова, Даниил Топорский, Ольга Благинина
Валерия Черепанова, Анастасия Блинова
мастер Глеб Чэн.