«Сириус» Литературное творчество.Журналистика
Музеи нового поколения
Визуальность, виртуальная реальность, экспонаты в 3D, интерактив, искусственный интеллект, инсталляции практически из ничего: чем привлекают современные музеи?
Как много вы встречали людей, которые жаловались, что им непонятно современное искусство?

«Раньше всё было проще,— сетовали они, — смотришь на картину, там сидит девушка в окружении цветов, всё ясно. А сейчас — буйство красок и никакого смысла».

Но все ли они при возможности предпочтут современному искусству Врубеля? Для того чтобы узнать, чем современные музеи интересны для посетителей, мы провели небольшое исследование: выяснили у работников культуры причины такого ажиотажа, изучили технологии, с которыми работают музеи и определили разницу в многочисленных концепциях выставок.

Классические музеи и выставки современного искусства
Человек всегда любил коллекционировать вещи, так что появление музеев было лишь вопросом времени. Резиденция императора Адриана, украшенная копиями египетских статуй, считается прообразом современных «домов муз» — музеев. Но только в эпоху Возрождения коллекции стали общедоступными.

А. Герасимов «И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле», 1938
Развитие технологий повлияло на восприятие мира. Теперь «классические» в нашем понимании музеи чаще заменяют интерактивные выставки. Современного человека почти не удивишь старинным полотном или шедевром живописи. Его куда больше интересуют инновационные технологии и наноразработки, которые зачастую используют современные музеи. Такие выставки привлекают, ведь связь «шедевр-зритель» нарушена, и человек сам может стать частью инсталляции.

Чихару Сиота «Ключ в хандате», 2015



Людей привлекает возможность взаимодействия с арт-объектом. К примеру, инсталляция Паруйра Давтяна What is art? в виде автомата с конфетами даёт возможность посетителю задействовать те чувства, которые обычно остаются пассивными в музее. В каждой конфете вложена записка с цитатой какого-то художника на тему «что такое искусство». На выставке необходимо есть это замысел автора. Поэтому не стесняйте и съедайте леденец прямо в зале.




Современное искусство
Art modern — современное искусство на западе, зародился в конце XIX века. Впоследствии в 60-е годы появился contemporary art.

В русском языке термин «современная культура» употребляют по отношению к произведениям по большей части XX-XXI веков.


Инсталляция «Массы» Рона Муека, 2017

Современное искусство требует знаний и размышлений. Чтобы уловить смысл и понять красоту идеи произведения, нужно подумать над ним.
Его часто называют некрасивым. Но когда мы видим привлекательное изображение, безупречную форму, то есть риск, что мы не начнем думать дальше. Мы будем находиться в полусонном состоянии. Такое искусство тоже нужно, и его премного: во-первых, оно ждет нас в музейных залах классической эпохи, во-вторых, усыпляюще-прекрасные образы наполняют массовую культуру.
Современное искусство — это радость интеллектуальной игры или ощущение того, что в душе что-то еще способно шевелиться; возможность выйти за пределы будничных мыслей и реакций, увидеть новые горизонты, стать сложнее и глубже, чем прежде. Музеи с частичным или полным погружением благодаря современным технологиям как раз дают такую возможность.

Contemporary Art Collection - National Gallery of Art Washington D.C. - The East Building — toande77

«Мне кажется, что современное искусство нередко оперирует и традиционными формами, но для зрителя более привлекательными кажутся мультимедийные технологии. Очень показательным является неугасающий интерес к видео-арту и другим направлениям медиаискусства. Однако использование медиа размывает традиционные представления о произведении искусства как о единичном и не тиражируемом явлении».


Юлия Сычева
Искусствовед, аспирант исторического факультета МГУ им. Ломоносова, сотрудник ГМИИ им. Пушкина
Проект Торреса «Портрет Росса».
Каждый посетитель мог подойти и забрать часть инсталляции


Джефф Кунс, «Надувная собака», продана в Нью-Йорке за $58 млн

Андре Хемер, «Auto Tone (inexplicable things that hipsters say)»

Музей на дороге
Лучшие работы, которыми владеет Лувр в Абу-Даби и некоторые другие музеи, в рамках Highway Gallery выставлены вдоль трассы между Абу-Даби и Дубаем. Увеличенные копии известных произведений – например, «Прекрасная Ферроньера» Леонардо да Винчи или автопортрет Винсента Ван Гога – поместили на билборды и дополнили краткой аудиосправкой по радио. Несколько популярных радиостанций поддерживает проект: приближаясь к одному из экспонатов придорожной выставки Лувра, водитель вместо эфирного вещания получит небольшой культурный экскурс.
Иммерсивные музеи
Иммерсивными называют выставки, где зритель погружается в картины художника. Иммерсивные музеи стирают грань между виртуальным и реальным миром.

Ателье Люмьер, экспозиция Дали, l'Enigme sans Fin

Иммерсивные выставки появились несколько лет назад и сразу завоевали огромную популярность у ценителей искусства по всему миру. Они стали результатом гармоничного слияния уникальных компьютерных технологий и новаторских взглядов организаторов масштабных художественных мероприятий.
На таких проектах работы художников обычно предстают перед зрителями в огромных масштабах, окружают его со всех сторон. Он не стоит на месте, наблюдая со стороны за одной картиной, а постоянно находится в движении вместе с окружающей обстановкой. Иммерсивные музеи переосмысляют посещение выставок: посетитель может сам «создать» картину великого художника или стать частью перфоманса.


Один из таких музеев «Дом музыки» в Вене (“Haus der Musik”)
Там властвует музыка: её можно услышать, почувствовать и написать самому.
На четырёх этажах музея прошлое умело уживается с настоящим. Вместе с историей Венского филармонического концерта туристы знакомятся с классическими произведениями. Также посетители экспериментируют со звуком с помощью интерактивных экспонатов и слушают музыку будущего. Например, в «Лесу сознания» находятся стены, звучащие от движения рук.

Немало восхищений вызвала и лондонская выставка в честь известного художника Густава Климта
Если вы когда-нибудь мечтали очутиться внутри картины, то эта экспозиция создана для вас.
С помощью огромных экранов, растянутых на 360 градусов, посетители знакомятся с историей творца и его движущимися шедеврами. Залитая золотом выставка фокусируется на восьми главных его работах и вдохновляет как фанатов творчества Климта, так и простых обывателей.

Художники представили публике интерактивный супермаркет Omega Mart
Ошибкой будет считать, что иммерсивные музеи ограничиваются историями об искусстве. В Лас-Вегасе открылась самая масштабная выставка компании Meow Wolf, которая специализируется на создании таких инсталляций.
В музее расположено четыре тематических области и около шестидесяти инсталляций. Посетители могут зайти в бар, познакомиться с вымышленным семейным бизнесом и совершить покупки. Всё выглядит, как обычный супермаркет, — только это всё музей, красочный, психоделический и инновационный.



Таким образом, музеи с возможностью полного погружения уникальны: они соединяют в себе познавательность классических музеев и увлекательность новых технологий. Такие масштабные инсталляции привлекают туристов, и они уходят уставшими, но восторженными.

Digital art
Современное искусство требует современных форматов. На наших глазах формируется новая философия музейного дела и открываются новые возможности для внедрения высоких технологий — интегрированная с миром диджитал.
Сейчас музейное просвещение в сочетании с использованием цифровых решений становится гораздо более увлекательным — возможности трёхмерного пространства преображают экспозиции в восприятии посетителей всех возрастов.
Внедрение технических новшеств начинается с оцифровки музейных коллекций. Цифровые копии музейных экспонатов становятся основами мультимедийных экспозиций и виртуальных туров, комплексных интерактивных решений и других современных продуктов.

Выставочный проект «Samskara»

Выставка «Лоскутный человек». ARTPLAY

В московском центре дизайна ARTPLAY запустили выставку «Лоскутный человек» художника, участника Венецианской биеннале современного искусства Зорикто Доржиева. Ее частью, кроме живописи, граффити и скульптур, стали и NFT-работы. Выставка похожа на лабиринт, где посетитель может увидеть гигантские изображения воображаемых людей и сюжеты неснятых фильмов.


«Digital art очень спорная тема сегодня. С одной стороны, это можно считать искусством у людей это вызывает эмоции, это имеет концепцию и эстетическую составляющую. Но наводит ли это на мысли, заставляет мозг работать? Наверное, не всегда. Это простой и расслабляющий способ потребления информации, но информации в прямом смысле слова нерукотворной. Мне кажется, что даже в современном искусстве в первую очередь должна быть не только идея, но и рука художника».

Татьяна Илюшкина
студентка факультета гуманитарных наук направления «История искусств» НИУ ВШЭ
Виртуальные музеи и выставки
«Виртуальный музей» звучит по-современному, однако мало кто понимает, что это значит. Некоторые называют это просто — виртуальный тур.


Виртуальный тур можно посетить на сайте любого крупного музея бесплатно, например, виртуальный визит в Эрмитаж. Идея такого формата возникла ещё в прошлом веке. Поначалу музеи использовали компьютеры для обработки и хранения данных о коллекциях, позднее у них появились сайты. Наиболее продвинутым стал WebMuseum, созданный в 1994 году Николя Пиошем.

The WebMuseum (1996)
Nicolas Pioch
По мнению исследователя Эркки Хухтамо, «радикальные» художники начала ХХ века переосмылили выставочные практики. Они считали, что экспонаты не что-то отдельное, а неотъемлемая часть общей со зрителями среды, они процессы, происходящие во времени и пространстве. Сами художники создавали экспонаты, с которыми аудитории необходимо было взаимодействовать с помощью каких-то устройств, так же, как и нам сегодня приходится взаимодействовать с музеями через Интернет.

Эркки Хухтамо
Исследователь медиа, писатель, куратор

Сегодня большинство виртуальных музеев придерживаются идеи «музей без границ», где пространство не ограничено стенами выставочных залов, а аудитория может узнать о музее практически отовсюду. Эта концепция продолжается интерактивностью, как правило, посредством мультимедиа.
Такой формат используют не только молодые, но и крупнейшие музеи и галереи мира.

«Визит в Лувр» — pariscityinfo

The Metropolitan Museum of Art (Нью-Йорк, США)
Метрополитан-музей был основан в 1870 году и сейчас является одним из крупнейших художественных музеев в мире. «Мет» стал одним из первых музеев, начавших активно использовать информационные технологии.
Основной уклон в этом виртуальном музее сделан на образование. Кроме огромной коллекции экспонатов и описания к ним здесь представлены исследования, статьи, видео и подкасты, ориентированные на разную аудиторию.

Первый музей в России, создавший виртуальную площадку. Также уделяя внимание просвещению, в этом музее представлены и такие способы взаимодействия, как тесты и мобильные игры. Кроме того, музей давно задействует технологии виртуальной реальности, а в 2020 году благодаря пандемии был создан полностью интерактивный цифровой двойник выставки «От Дюрера до Матисса. Избранные рисунки из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина».
10.203 (Санкт-Петербург, Россия)
По некоторым мнениям, уникальный проект петербургской галереи и мастерской. Напоминающий игру-бродилку формат выставок, которых больше не существует физически, погружает в атмосферу реального «10.203», только с граффити и экспонатами.

Конец близко?

«Современное искусство не заменит привычного нам формата, потому что взаимодействие с классическим и современным искусством даёт нам совершенно разный эстетический и интеллектуальный опыт» — объясняет Валерия Жданова.

Классические полотна и рукописи давно должны были покрыться пылью после появления фотографии, электронных книг и цифровых копий — но этого не произошло. У людей не пропал и интерес к пленочной съемке. Во всех этих случаях новое не убивает старое, но дополняет его. Скорее всего, digital-арт и живопись ждет то же самое.

Скульптура в Риме «Аполлон и Дафна»

Команда
Мария Баграмова
корреспондент, автор текста, тех.специалист
Дарья Симонова

автор текста, корректор



Дарья Урывская

автор текста, редактор

Евгения Гришина
автор текста, редактор, корректор
Камила Давлетбаева
автор текста, редактор, верстальщик
Глеб Чэн
руководитель мастерской «Текст 2.0»,