Поэзия
умерла?
Тематика: изучение форм современной поэзии
Целевая аудитория: преимущественно молодые люди, интересующиеся поэзией и/или разбирающиеся в современной музыке.
Проблема: многие люди считают, что в наше время поэзия совсем не развивается и как будто умерла. Люди не знают современных поэтов, не читают стихотворения. Они думают, что никак не причастны к поэзии.
Цель: показать, что поэзия окружает нас, просто она принимает абсолютно разные формы. А также она продолжает жить и развиваться.
Тест:
стихотворение или песня?
Порой тексты песен очень сложно отличить от классической поэзии, которую мы встречаем в книгах. В этом тесте мы предлагаем вам угадать, где представлены строчки из музыкальных композиций, а где — отрывки стихотворений. Так ли это просто, как кажется?
НАЧАТЬ ТЕСТ
Найди стихотворение!
И. Бродский «Сонеты к Марии Стюарт»
Сплин, «Я был влюблен в вас»
ДАЛЬШЕ
ПРОВЕРИТЬ
УЗНАТЬ РЕЗУЛЬТАТ
Найди стихотворение!
Монеточка, «Папина любовница»
И. Бродский «Новая жизнь»
ДАЛЬШЕ
ПРОВЕРИТЬ
УЗНАТЬ РЕЗУЛЬТАТ
Найди стихотворение!
Дайте танк (!),«Слова-паразиты»
В. Маяковский, «Юбилейное»
ДАЛЬШЕ
ПРОВЕРИТЬ
УЗНАТЬ РЕЗУЛЬТАТ
Найди стихотворение!

Становится все сложнее…
Р. Рождественский «Паузы»
Б-2, «Пора возвращаться домой»
ДАЛЬШЕ
ПРОВЕРИТЬ
УЗНАТЬ РЕЗУЛЬТАТ
Найди стихотворение!

Самое сложное!
Земфира «Господа»
А. Житинский, «Снежная почта»
ДАЛЬШЕ
ПРОВЕРИТЬ
УЗНАТЬ РЕЗУЛЬТАТ
Похоже, ты больше рифмуешь на биты, а не на сонеты...
Иногда отличить поэзию от рэпа бывает действительно сложного. Приятного чтения!
ПРОЙТИ ЕЩЕ РАЗ
Не Пушкиным единым жив человек, но Оксимироном...
Тебе нравится поэзия, но панчи пока побеждают катрены... Приятного чтения!
ПРОЙТИ ЕЩЕ РАЗ
Тебя сложно провести!
Ты хорошо разбираешься в поэзии, но иногда рэперы рифмуют слишком хорошо... Приятного чтения!
ПРОЙТИ ЕЩЕ РАЗ
Ты - Гений! (Игорь Северянин)
Настоящий знаток поэзии! Узнай, как рэп может быть ее частью в нашем логриде!
ПРОЙТИ ЕЩЕ РАЗ
Композиция
Введение. Экскурс в историю
Стихи и музыка
Новаторство
Подростки и поэзия
Электронные порталы
Цифровой мир
Сто лет назад, в августе 1921 года, произошла трагедия, потрясшая весь литературный Петербург. С разницей в 17 дней оборвались жизни двух великих поэтов — Александра Блока и Николая Гумилева. Именно поэтому некоторые литературоведы считают 1921 год границей Серебряного века. Ему предшествовали два столетия развития русской литературы, за время которых было создано множество литературных объединений, а времена расцвета чередовались с периодами упадка. Мы предлагаем разобраться в литературном процессе XIX — начала XX веков, ведь зная прошлое, нам будет легче рассуждать о настоящем.


Экскурс в поэзию
Стихи и музыка
современном мире людям сложно принимать поэзию как что-то понятное и близкое. Большинство ассоциируют ее с толстыми сборниками и томами Пушкина или Лермонтова, но на самом деле поэзия — это нечто более близкое и понятное. Например, она есть в музыке. Многих известных современных исполнителей можно назвать поэтами.



В
2
4
1
2
3
3
Самые прослушиваемые музыканты
по результатам опроса среди 333 подростков
1
Цифровой мир

Яна пишет в основном для женской аудитории. Со стороны может показаться, что ее стихи о любви, но, как отмечает сама, она больше пишет о себе и воплощает в стихах свою жизнь, свои переживания.


Пришло новое время, новый век в развитии современного искусства, в том числе и поэзии.
Появилось множество платформ, где начинающие или даже состоявшиеся авторы могут публиковать свои работы. Одна из них —инстаграм.
Многие поэты, которые пишут стихотворения по академическим правилам, не признают творчество авторов в инстаграме искусством. Попробуем разобраться, можно ли считать это поэзией.
«Я просто девушка, которая пишет стихи. Я просто девушка, которая пишет»
Яна Мкр не любит, когда ее называют поэтом, при этом знакома людям именно стихотворениями в инстаграме. Она выпускает сборники собственных творений, устраивает литературные вечера, публикует стихи на своей страничке. Но с чего же она начинала? Как и для многих современных авторов, путь Яны начался именно с инстаграма.
«Я просто выложила четверостишие в инстаграм. Там тогда были только мои друзья. Я даже не подписывала, что это моё. И все стали писать: «Вау, круто». Мои подружки начали репостить. Все спрашивали: «Кто автор?», но я не отвечала. Репостов становилось всё больше, тогда я решила раскрыть секрет своего авторства».*

@yanamkr
117.5K
А полюбят тебя обязательно за другое,
За то, что чужому и невдомек
Самое, что есть у тебя простое,
Будет для кого-то и шарм и шелк…


Все должно было кончиться в первом веке,
И начаться должно было все другое,
Но не кончилось. Так же бежали реки,
Так же слезы струились из глаз рекою...


Однако стихи, как и раньше, все еще можно найти в книгах, газетах, журналах. Так, известный русский поэт Александр Кушнер выпускает сборники своих сочинений и печатается в регулярных изданиях, будучи членом Союза писателей. В его поэзии чувствуются конкретность и простота, а идея противопоставления толпы поэту, вечные вопросы смысла жизни кажутся А. Кушнеру старыми, изжившими себя.


«Об "армии поэтов" , прирожденных "нечитателях", говорил еще Мандельштам в 30-е годы. Сегодня эта армия выросла в несколько раз, возможность издать книгу за свой счет (были бы деньги) привела к тому, что подлинные поэты, а их всегда мало, оказались засыпаны этой лавой, пемзой и пеплом». **
Мы опросили представителей молодежи в возрасте 10-20 лет и выяснили, что большинство респондентов одинаково часто читают/слушают стихи в социальных сетях, книгах, газетах и журналах. Меньшей популярностью пользуются специализированные сайты (Фикбук, Стихи.ру), поэтические вечера и подкасты.
Кушнер придерживается традиционных стихотворных размеров и рифмы. Он говорит: «Отказ от рифмы, строфики, знаков препинания, регулярных размеров, мода на детскую эротику вместо любви, матерщину и тому подобные „новшества" сегодня сдают позиции, уходят в прошлое, и, я надеюсь, скоро сойдут на нет».
Марко Сантагата, итальянский писатель и исследователь литературы, вообще не считает такие стихи настоящей поэзией. По его мнению, эти авторы не стремятся к общению с читателем, их цель — достигнуть эстетического совершенства и рассказать о себе.


Но такого мнения придерживаются далеко не все. В России организации, следящие за трендами, стремятся поддержать набирающих популярность Инстаграм-поэтов. Например, в сентябре этого года проходил прием заявок от таких авторов для публикации в сборнике от издательства «Союз писателей».
Некоторые авторы считают, что к такому творчеству надо относится с осторожностью. Писатель и критик Сергей Сумин считает, что Инстаграм является очень удобной площадкой для старта. Но при этом многие «поэты» в действительности являются лишь медиафигурами, старающимися максимально раскрутить и продвинуть свои аккаунты, далеко стоящие от настоящего искусства.
Александр Кушнер
По результатам опроса 333 человек
Подростки и поэзия
Когда поэзия встречается на каждом шагу и становится частью массовой культуры, попробовать себя в роли творца хочется каждому, и
подростки — не исключение. Кто-то публикует стихи в социальных сетях, кто-то на интернет-платформах или в школьных газетах. С помощью поэзии молодое поколение делится своими переживаниями, пытается найти ответы на вечные философские вопросы. Такие стихотворения можно прочитать в Альманахе литературного творчества ОЦ «Сириус», где публикуются работы молодых поэтов, только пробующих себя в стихосложении или уже имеющих собственные сборники.
Молодые авторы
Евгения Мореева
Выпускница «Сириуса» и участница международных творческих программ, конкурсов, фестивалей. Победительница заключительного этапа ВСОШ по литературе.

Публиковалась в литературном альманахе «Сириуса», журналах «Юность» и «Союз Писателей». Недавно выпустила сборник стихов «Искали Итаку» со своими иллюстрациями.
Ангелина Куликова
Москва, 19 лет
Студентка школы-студии МХАТ продюсерского факультета. Менеджер фестиваля современного современного искусства «Территория».

Автор выпущенного сборника стихов «Вертикально».


Майя Мамедова
Москва, 18 лет
Студентка МГУ им. М. В. Ломоносова исторического факультета, Куратор-стажер в галерее Е. К. Артбюро.

Публиковалась в СМИН Савелия Кострыкина и сборнике «Поэты Инстаграма».
Максимилиан Неаполитанский
Санкт-Петербург, 20 лет
Студент философского факультета СПбГу. Записывает лекции и ведёт семинары, пишет статьи для интернет-издания «Горький». Также работает над разными проектами, например, «Сильные тексты».

Предпочитает не делиться старыми сборниками стихов. «Сейчас я пишу совсем по-другому и сильно отстраняюсь от предыдущего опыта письма», — говорит он. Свежие публикации можно прочитать в журнале TextOnly.
Люба Мартенсон
Учится в школе Летово, занимается скрипкой, сочиняет музыку, участвует в спектаклях как актер и художник-постановщик.


Москва, 17 лет
Москва, 17 лет
Tilda Publishing
Фикбук
В наше время благодаря различным площадкам самиздата начинающим поэтам стало проще заявить о себе. Среди этих платформ наиболее популярной является «Книга фанфиков» — или фикбук.

Фикбук известен как архив фанфикшена — любительских сочинений по мотивам популярных фильмов, книг, комиксов, компьютерных игр и т. п. Но не все знают, что на этом сайте представлена поэзия. Бывают случаи, когда стихи, опубликованные на фикбуке, становятся целыми сборниками, выпускаемыми издательствами. Один из таких примеров — сочинения Яны Тимофеевой.
И только к 2018 году с помощью интернет-издательства для независимых авторов «Ridero» Яна Тимофеева выпустила свой дебютный сборник «Странная. Стихи и рассказы». На этом закончился этап публикаций на фикбуке. Позже автор выпустил еще несколько сборников, куда вошли в том числе и работы, ранее опубликованные в «Книге фанфиков».


В 2014 году она опубликовала свое первое стихотворение, позже начала писать и прозу.
И каждый раз, в закатные поля
Смотрю с необъяснимою тоской.
Мне все равно, что вертится земля:
давным-давно ритм у меня другой...




Но у «Книги фанфиков» есть одна особенность — она не специализируется на поэзии. Немногие пользователи заходят на фикбук, чтобы почитать стихи, поэтому авторы используют для публикации своих сочинений другие площадки. Например, сайт «Стихи.ру».



С этой площадки начинала свой творческий путь Ксения Маренникова. Она написала первые стихи, будучи еще школьницей. Тогда же появились и публикации ее работ в интернете. Сочинения быстро набрали популярность, после чего начали издаваться в печати. Поначалу это были небольшие публикации в альманахах и журналах, а в 24 года поэтесса выпустила свою первую книгу стихов «Received files».




Стихи.ру
Яна Тимофеева
Ксения
Маренникова
Электронные порталы
Во сне неумолимое вчера
меня тревожит, бьется жилкой, выше
себя не может повторить ни тень,
ни грамотное вычитанье лишних.



Но
Влияние экспериментов концептуалистов на новаторские подходы поэзии
Концептуализм — аналитически-рефлективное обыгрывание реальности массового сознания, первое международное движение, возникшее не только в литературе, но и в других искусствах.
Дмитрий Пригов

Банальное рассуждение
на тему свободы

Только вымоешь посуду
Глядь — уж новая лежит
Уж какая тут свобода
Тут до старости б дожить
Правда, можно и не мыть
Да вот тут приходят разные
Говорят: посуда грязная —
Где уж тут свободе быть


Андрей Монастырский
Нет закона есть закон
Есть закон а нет закона
Сохранения
Меня
По системе
Я не я
Аховые стихи

Ха хаха хаха хаха
Ах ахах ахах ахах
А ах ахах ахахахах
Ха хаха хахахаха


Всеволод Некрасов
в тебе нет ничего
нужного или ненужного
в тебе нет ничего
касающегося меня
ва
то
ры
Классическая лирика начала принимать необычные формы уже в начале XX-го столетия, когда представители различных течений экспериментировали со стихотворными размерами, визуальным оформлением текста, использованием слов, объединялись в литературные группы и издавали манифесты. Они восставали против устоявшихся правил, намеренно нарушали их, создавая ни на что не похожие произведения.
Новое содержание поэзии требует новых форм выражения. Сейчас существует множество вариантов постановки и воспроизведения поэтического сюжета. Новаторский метод — это прежде всего творческая смелость автора. Отказ от традиций предполагает создание новых методов, соответствующих требованиям времени.
Видеопоэзия
1940–2007
1934–2009
р. 1949
Лев Рубинштейн
р. 1949
То одно, то другое

То одно.
То другое.
То третье.

А тут и еще что-нибудь.
То слишком точно.
То чересчур приблизительно.
То вообще ни то ни се.



Русский авангардизм, новаторство постепенно становилось неотъемлемой частью развития жанров. В конце XX века появилось сообщество московских концептуалистов, на это же время пришелся расцвет визуальных форм, а с развитием технологий свое место в мире стихов заняли цифровая поэзия и видеопоэзия.
Цифровая поэзия
Цифровые стихи —
числовые ритмические абстракции, звучащие как стихотворения. В цифровых стихотворениях роль букв играют цифры.

Они ближе к музыке, ведь ни там, ни там нет слов и готовых образов.


«За100вка (100 х 100)»

100кратно СЛОВО у100ит,
когда про100ром — Лобачевский
и пушкинотах день 100ит,
«мо» туч вещая до100евски.
Калли100 — батискаф Ку100?
Твоим калли100 — САМОСЛОВО…
Великим мастером-у100
ты от100ял его основы.



Визуальная поэзия
Считается, что визуальная поэзия возникла еще во времена Античности. Фигурные стихи, имевшие вид яйца, крыльев, пальм, кубков, башен, пирамид. Стихи как своеобразные иероглифы, тайнопись с помощью фигурных стихов — у всех них есть одно общее — визуальное иллюстрирование текста.
Разные формы — одна суть
«Я стихи люблю. Они повсюду, и жить без них невозможно. Стихотворения можно и читать, и разглядывать, и слушать», —
рассуждает просвещенный С., поддерживая разговор о современной поэзии и приводя в пример текст:
«В их честь я трублю свою песнь, как ежечасный хейнал с костела над Краковом
Новые шпоры впиваются в плоть —
Пегас скачет уставший
Прежде чем языком что-то молоть, почитай старших»
Noize MC
Красоту стихотворного метода замечаем мы сами, мысль о прекрасном может быть выражена в любой форме. Важно помнить лишь то, что хорошее стихотворение может скрываться повсюду, и наша задача, как читателей, отыскать эту красоту без предубеждения перед старым или новым.


Старших все еще читают — и еще долгое, долгое время будут читать. Классика продолжает существовать в современном мире бок о бок со стихами песен и смелыми постмодернистскими экспериментами. Многогранность поэзии — значит простор для впечатлений читателя или слушателя. Стихотворения, зарисовки, экспрессии — неизвестно, где и как мы их встретим, но, по словам Риммы Раппопорт, если стихи хорошие, то какая разница, где они размещены и размещены ли вообще?
Команда
Рината Анисимова
Продюсерка, корреспондентка, верстальщица
Мальвина Кабалоева
Выпускающий редактор, дизайнер
София Мостепанова-Таранцева
Редактор, автор текста, корректор
Полина
Алимова
Редактор, автор текста, корректор
Мария
Уланова
Верстальщик, корреспондент, автор текста
Александра Анисимова
Автор текста, корреспондент, верстальщик
Алеся
Воинская
Автор текста, корреспондент
Мария Пархоменко
Автор текста
Александра Краснова
Автор текста
Анна Суржикова
Автор текста
София Чернядьева
Автор текста
Екатерина Шевцова
Автор текста, дизайнер
Глеб Чэн
Руководитель проекта