мастерская
«цифровой сторителлинг»



Почитаем?
Классическая литература или бестселлеры мировой литературы? Какие книги читают сегодня? Что волнует современного читателя, и какие жанры на пике популярности? Над этими и многими другими вопросами мы порассуждаем в этой статье.
Для начала мы решили узнать, какая же литература пользуется спросом среди молодежи.

Социальный эксперимент.
Что сейчас читают?
По сведениям интернет-портала livelib.ru одними из самых популярных книг среди молодежи являются:
Мастер и Маргарита — Михаил Булгаков
Маленький принц — Антуан де Сент-Экзюпери
Преступление и наказание — Федор Достоевский
Три товарища — Эрих Мария Ремарк
1984 — Джордж Оруэлл
Властелин Колец — Дж. Р. Р. Толкин
451° по Фаренгейту — Рэй Бредбери
Гарри Поттер — Дж. К. Роулинг

Таким образом, современная российская молодежь читает как литературу, ставшую классикой, так и более современные произведения. Вот самые популярные произведения за рубежом:
Голодные игры — С. Коллинз
Виноваты звезды — Джон Грин
Убить пересмешника — Харпер Ли

Cреди молодежи в Соединенных Штатах:
Гарри Поттер — Дж. К. Роулинг

Среди молодежи во Франции:
Приключения Тинтина — Эрже
Произведения Б. Вербера
Оказывается, произведения, которые были написаны в период со второй половины XX века и по наше время, не уступают классике. Некоторые жанры особенно популярны: фантастика, детективы и ужасы.

Мы решили узнать, какие книги читают стажеры образовательного центра «Сириус». Мы задали вопросы об отношении к современной литературе, об актуальных текстах и их авторах. Результаты опроса приведены в диаграммах:

Самые читаемые
Следует отметить, что современная литература давно вышла за привычные рамки. Многие сегодня говорят о новых формах и жанрах литературы, среди которых особенно выделяются комиксы и рэп. Мы решили поговорить об этом с преподавателями направления «Литературное творчество»

Что такое комикс? Чем он отличается от графического романа? С чего начать свою деятельность в комиксах? Эти и другие вопросы мы задали человеку, который уже давно знаком с комикс-индустрией — Егору Кудряшову.
— Егор, почему комиксы это литература? И с каких пор?
— Комиксы являются литературой, потому что в них присутствует форменная составляющая. Они отражают историю, как и поэзия. Как жанр, как вид искусства комиксы состоялись, скорее всего, с момента выхода графического романа Уилла Айснера «Контракт с Богом», который, в свою очередь, являлся первым примером комиксов, как литературы. Хотя многие знаменитые авторы так не считали, относя их по большей мере к эстраде.
— Почему людям стоит начать читать комиксы?
— В современном мире очень много историй, много интересных сюжетов, которые очень ярко раскрываются с помощью комиксов. Очевидно, любая форма со временем устаревает, а комиксы в этом плане более свежие, открытые более новаторским подходам, подачей текста.
— А что бы Вы выбрали: комикс или книгу?
— Для меня это полностью несопоставимые вещи. Позавчера я прочитал комикс, а вчера я прочитал книгу.
— Чем книги и журналы уступают комиксам?
— Количеством смысла на один сантиметр площади. Буквы, слова и текст — это тоже образы, тоже изображения, только абстрактные. А у графических символов, которые используются в комиксах, этих значений может быть великое множество.
Как Вы думаете, можно ли заменить прозу комиксом, и наоборот?
— Нет, конечно, это разное искусство. Я считаю, что комиксы — отдельный жанр литературы.
Чаще всего комиксы ассоциируются с чем-то несерьёзным, со смешными супергероями, например. Опровергали ли Вы данные стереотипы? Если да, то каким образом?
— Существует очень большое количество серьёзных комиксов. Есть даже те, которые касаются религии. Например, комикс Маржаны Сатрапи «Персеполис», показывающий историю Ирана через взросление маленькой девочки.
А как же всё-таки правильнее: комикс или графический роман?
— На самом деле, очень много споров по этому вопросу. Повторюсь, комикс— это в целом искусство, а вот графический роман — это один из видов комиксов.
— Какое Вы видите будущее у комиксов? Может быть Вы можете сделать прогноз по этому поводу?
— За комиксы уже довольно-таки давно получили Пулитцеровскую премию в области литературы. Я жду, что комиксы будут продолжать проникать в читательское сознание любителей литературы. Радует, что многие литературные критики, делая обзор на какие-либо книги, обращают внимание и на комиксы! Ну, я думаю, рано или поздно, какой-нибудь комикс-автор получит Нобелевскую премию по литературе.

Егор Кудряшов
Заместитель директора Академической гимназии им. Д.К. Фаддеева СПбГУ, аспирант СПбГУ
А можно ли отнести рэп к литературе? Конечно! И убедились мы в этом после интервью с педагогом и активным посетителем рэп-концертов Риммой Раппопорт:
— Поэзию надо читать или слушать?
— Мне надо читать, за остальных не скажу. Мне кажется, это зависит от индивидуального восприятия. А когда я слушаю тот же рэп, мне все равно нужно прочитать текст, чтобы понять, хороший он или нет. Я держу его перед глазами.
— Когда хип-хоп становится поэзией?
—Когда он хорошо сделан: использует поэтические приемы, учитывает литературные традиции, которые были до него. В любом талантливом тексте есть эмоция.
— А кто из российских рэперов первым приблизился к этому?
— Если говорить про свой опыт, то первым для меня был Оксимирон. А еще есть не чистая поэзия, но определенная эстетическая позиция у Кровостока. Конечно, у них не то качество текстов, как у Оксимирона, Хаски или Луперкаля, но присутствует сказовость, как у Зощенко. То есть берется такой речевой портрет условного героя, и от его имени создаются все треки, которые отличаются от реальных авторов по языку. Вот и художественный прием.
— Когда вы поняли, что за современную музыку не стыдно? Расскажите про свое знакомство с ней.
— Я слушала рок в детстве. Ну и когда подростком была, да и в юности, в общем-то. Я все еще его слушаю! Всегда были группы, за которые не стыдно. Просто сейчас рэп выполняет ту функцию, которую раньше выполнял рок, но сейчас он стал каким-то скучным. Радио отражает стабильность нашей жизни: ты включаешь его и слышишь ту же музыку, что и в тринадцать лет, а тебе уже некоторое количество времени не тринадцать. Я вот люблю группу «Ундервуд» и хожу на их концерты. У них точно хорошие тексты! Им уже лет 20.
— Многие отрицают культурную ценность рэпа из-за нецензурной лексики. Что вы думаете по этому поводу?
— Ну, я думаю, что нецензурная лексика никогда не была и не может быть критерием оценки качества текста. Ну давайте тогда откажемся от Ерофеева. «Москва — Петушки» — тоже почти поэзия, и она такая в том числе благодаря использованию мата. Но я плохо отношусь к нему, когда он неуместен и идет у человека потоком, которым он не может управлять, и у человека одни междометия, а не осознанная речь. А когда человек умеет это делать, то почему нет? Тот же персонаж Кровостока без мата немыслим.
— Родители волнуются, положительно ли влияет рэп на молодых людей.
— Ну а Гражданская Оборона положительно влияла на предыдущее поколение? Я понимаю опасения родителей, но считаю, что они бессмысленны. Музыка и тексты могут влиять, но вряд ли могут портить, если у человека есть критическое восприятие действительности и текста, естественно. А задача родителей — подготовить ребенка к жизни так, чтобы никакая музыка не могла сподвигнуть его на что-то плохое, чтобы он понимал, что это художественная условность. В моем детстве слушали разное, и ничего. Не у всех все хорошо закончилось, но я не думаю, что это связано с музыкой.
— Насколько рэп пересекается с классической литературой?
— Это происходит очень часто. Невозможно написать текст, исключив свой культурный багаж и читательский опыт. Даже когда мы говорим с кем-то, мы проецируем это. Мы все состоим из того, что читали.
— У вас есть любимые примеры этого в музыке?
— Любимых нет, но «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку…» хорошо обыгран у Кровостока. К Бродскому и Noize MC очень неплохо отсылается. А Оксимирон вообще весь из этого состоит, что, бывает, очень раздражает. Иногда кажется, что это добавлено просто, чтобы было.
— Надолго ли рэп останется актуальным?
— Неизвестно, но Хаски же начинает потихоньку менять жанр и переходить в рок. Не уверена, что готова пока к его новому стилю, но есть ощущение, что он чувствует необходимость какой-то перемены. Есть шанс, что совсем скоро рэп заглохнет.
— А могут ли стать хип-хоп тексты классикой?
— Я не уверена, потому что к непесенному тексту требования более высокие, и любой самый талантливый музыкальный текстовик, будь то Кормильцев или Хаски, будет проигрывать хорошему поэту. Однако в другую сторону это тоже работает, и настоящим поэтам будет трудно написать песню. Еще в музыке меньше концентрации текста, так как он должен быть большой. Классикой рэп вряд ли станет, но проходить на уроках его интересно. Я бы даже хотела изучать литературные средства выразительности с примерами из треков современных исполнителей.

Римма Раппопорт
Учитель первой категории, член союза писателей Санкт-Петербурга, блогер, аспирант СПБГУ
В общем, культура является зеркалом современности. Художники всех направлений высказываются, бунтуют и меняют привычный всем мир. Литературное творчество не является исключением. Каждый комикс рассказывает нам о мечтах наших современников, каждый рэп-трек четко передает проблемы одного человека и всех людей вместе, а каждая книга — будто новый мир, понятный и абсолютно другой. Нынешнему подростку не нужно даже просматривать новости для того, чтобы узнать последние события — достаточно быть знакомым с современным искусством. Кому-то достаточно просто прочитать произведения новых авторов, а кто-то жаждет высказаться сам. Может, стоит начать?
Что почитать?
Гид по чтению
Путешествия с пользой
Наверняка, многие из вас когда-нибудь видели телепередачу на канале «Культура» «Гений места», которую вел Петр Вайль. На самом деле, данная передача лишь экранизация одноименного сборника путевых эссе, а ведущий — автор данной книги. Петр Львович Вайль — советский и американский писатель и журналист. Необычный подход к обычным вещам – вот его авторский замысел. Читать его, — легко и интересно. Поэтому, если вы не знакомы с его творчеством, то начните со сборника стихов «Стихи про меня», и мы уверены, что на этой книге ваше знакомство с увлекательным миром Петра Вайля не закончится!
Творческий тандем
Аркадий и Борис Стругацкие — авторы многочисленных работ в жанре научной и социальной фантастики, которые они писали в соавторстве.
Их первая совместная работа, рассказ «Извне» был в 1958 году в журнале «Техника— Молодежи» и каждая новая их книга становилась событием. Они оставались ведущими представителями советской фантастики в течении многих лет.
Французская сатира
Гражданин трёх государств, Ромен Гари — тот человек, который мог в равной степени назвать себя писателем, кинорежиссёром, военным и дипломатом. За литературную деятельность он дважды получил Гонкуровскую премию: за романы «Корни неба» и «Вся жизнь впереди» (опубликован под псевдонимом Эмиля Ажара). Он же был и Шатаном Богата, и Фоско Синибальди. А настоящее имя этого человека — Роман Кацев. Он больше всего хотел писать книги в свое удовольствие, даже не публикуя их никогда, и создать «абсолютный роман», в котором автор и герой будут одним и тем же лицом.
Фан-зона, или комиксы-комиксы-комиксы…
Алан Мур. Слышали что-нибудь о нем? Если увлекаетесь комиксами, то, уверены — да! Это английский писатель, известный благодаря своим комиксам, получившим положительную оценку среди критиков. Пожалуй, к самым популярным комиксам Алана Мура относятся «Хранители», «Из Ада», «V — значит Вендетта».

В литераторских кругах же за ним закрепился статус значительного британского писателя последних пятидесяти лет. Нередко вы сможете услышать, что Алан Мур также является и лучшим создателем комиксов истории.

И это совершенно оправдано, ведь его работы очень интересные и захватывающие!

Познать дзен
Виктор Олегович Пелевин — живой классик. О его романах, вроде «Чапаев и Пустота», слышали все, кто хоть раз пытался прикоснуться к современной литературе. В своих постмодернистских текстах писатель не только обыгрывает актуальное и накипевшее, но и изучает глубокие вопросы самопознания (чаще всего с помощью буддизма).

Пелевин — загадочная личность. Он очень редко появляется на публике. Говорят даже, что это не один человек, а коллектив авторов под одним псевдонимом.
Добро пожаловать в Хогвартс!
О Джоан Роулинг знает каждый, как и её знаменитую серию про Гарри Поттера. А вы знали, что такой волшебный цикл из 7 книг на самом деле в какой-то степени автобиографичен? К примеру, Гарри и сама Роулинг родились в один день, а единственный лучший друг детства Джоан имеет фамилию Поттер.

Ты уже слышал об этих интересные факты? Читал и несколько раз перечитывал всю серию? А знаешь, что есть целых 4 официальные книги, дополняющих так называемую «библиотеку Хогвартса»?

Думаем, тебе обязательно понравятся и другие произведения Джоан Роулинг, например «Шелкопряд» или «На службе зла».
Над статьей работали:
Анэтта Антипова
Дарья Чумакова
Александр Богомолов
Елизавета Стрючкова
Артём Соловьёв
Евгения Маничкина
Даниил Топорский
Регина Сеслюкова
Любовь Сультеева
Егор Зернов