— Поэзию надо читать или слушать?— Мне надо читать, за остальных не скажу. Мне кажется, это зависит от индивидуального восприятия. А когда я слушаю тот же рэп, мне все равно нужно прочитать текст, чтобы понять, хороший он или нет. Я держу его перед глазами.
— Когда хип-хоп становится поэзией?—Когда он хорошо сделан: использует поэтические приемы, учитывает литературные традиции, которые были до него. В любом талантливом тексте есть эмоция.
— А кто из российских рэперов первым приблизился к этому?— Если говорить про свой опыт, то первым для меня был Оксимирон. А еще есть не чистая поэзия, но определенная эстетическая позиция у Кровостока. Конечно, у них не то качество текстов, как у Оксимирона, Хаски или Луперкаля, но присутствует сказовость, как у Зощенко. То есть берется такой речевой портрет условного героя, и от его имени создаются все треки, которые отличаются от реальных авторов по языку. Вот и художественный прием.
— Когда вы поняли, что за современную музыку не стыдно? Расскажите про свое знакомство с ней.— Я слушала рок в детстве, когда подростком была, да и в юности, в общем-то. Я все еще его слушаю! Всегда были группы, за которые не стыдно. Просто сейчас рэп выполняет ту функцию, которую раньше выполнял рок, но сейчас он стал каким-то скучным. Радио отражает стабильность нашей жизни: ты включаешь его и слышишь ту же музыку, что и в тринадцать лет, а тебе уже некоторое количество времени не тринадцать. Я вот люблю группу «Ундервуд» и хожу на их концерты. У них точно хорошие тексты! Им уже лет 20.
— Многие отрицают культурную ценность рэпа из-за нецензурной лексики. Что вы думаете по этому поводу?— Я думаю, что нецензурная лексика никогда не была и не может быть критерием оценки качества текста. Давайте тогда откажемся от Ерофеева.
«Москва — Петушки» — тоже почти поэзия, и она такая, в том числе и благодаря использованию мата. Но я плохо отношусь к нему, когда он неуместен и идет у человека потоком, которым он не может управлять, когда у человека одни междометия, а не осознанная речь. А когда человек умеет это делать, то почему нет? Тот же персонаж Кровостока без мата немыслим.
— Родители волнуются, положительно ли влияет рэп на молодых людей.— А «Гражданская Оборона» положительно влияла на предыдущее поколение? Я понимаю опасения родителей, но считаю, что они бессмысленны. Музыка и тексты могут влиять, но вряд ли могут портить, если у человека есть критическое восприятие действительности и текста, естественно. А задача родителей — подготовить ребенка к жизни так, чтобы никакая музыка не могла толкнуть его на что-то плохое, чтобы он понимал, что это художественная условность. В моем детстве слушали разное, и ничего. Не у всех все хорошо закончилось, но я не думаю, что это связано с музыкой.
— Насколько рэп пересекается с классической литературой?— Это происходит очень часто. Невозможно написать текст, исключив свой культурный багаж и читательский опыт. Даже когда мы говорим с кем-то, мы проецируем это. Мы все состоим из того, что читали.
— У вас есть любимые примеры этого в музыке?— Любимых нет, но «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку…» хорошо обыгран у Кровостока. К Бродскому и Noize MC очень неплохо отсылается. А Оксимирон вообще весь из этого состоит, что, бывает, очень раздражает. Иногда кажется, что это добавлено просто, чтобы было.
— Надолго ли рэп останется актуальным?— Неизвестно, но Хаски же начинает потихоньку менять жанр и переходить в рок. Не уверена, что готова пока к его новому стилю, но есть ощущение, что он чувствует необходимость какой-то перемены. Есть шанс, что совсем скоро рэп заглохнет.
— А могут ли стать хип-хоп тексты классикой?— Я не уверена, потому что к непесенному тексту требования более высокие, и любой самый талантливый музыкальный текстовик, будь то Кормильцев или Хаски, будет проигрывать хорошему поэту. Однако в другую сторону это тоже работает, и настоящим поэтам будет трудно написать песню. Еще в музыке меньше концентрации текста, так как он должен быть большой. Классикой рэп вряд ли станет, но проходить на уроках его интересно. Я бы даже хотела изучать литературные средства выразительности с примерами из треков современных исполнителей.