Скованные одной цепью:
ИСКУССТВО и власть
«В эпоху между пеклом и потопом
Мы хорошо, душа моя, живём»
Ю. В. Казарин

Цензура, высылки из страны, лишения гражданства — всё это власти использовали, чтобы влиять на развитие творчества поэтов, прозаиков и музыкантов. Но оно все равно развивалось, благодаря острой мысли и бунтарскому духу творцов искусства и несмотря на изменчивость политики генеральных секретарей.

В начале XX века в искусстве и в литературе появилось новое направление: модернизм, которое предоставляло авторам новые изобразительные возможности и технические решения, доминирующие над проблемами содержания и общественного направления искусства.
Многим из модернистов был свойственен декаданс, то есть безрадостное мироощущение, тоска и уныние, что отражалось в упаднических настроениях их произведений.


В «Серебряном веке», разными литературоведами в среднем датируемым 90ми годами 19го века и серединой 20х годов 20го, появилось несколько основных течений поэзии. Символизм, к которому относили себя Д. В. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, А. Белый и А. Блок взял в свою основу создание романтического двоемирия, утверждая существование каждого образа в двух мирах: настоящем, если понимать каждое слово буквально, и параллельном, если его интерпретировать.
Символизм сменил акмеизм, сделавшим основой своего направления предметный мир.
К нему принадлежали Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Мандельштам воспевавшие первозданные чувства, гордую и сильную личность.


Радикальным изменением литературной формы отличалось творчество футуристов, чей манифест «Пощечина общественному вкусу» появился в 1912 г., провозгласивший привычных нам классиков устаревшими. Футуристы хотели сбросить всю классическую литературу с корабля современности в виду того, что она устарела, и сами пытались создать бунтарское искусство, выражая массовое настроение толпы.


Большая часть старой интеллигенции верила в идею служения своей стране и народу и поэтому согласилась на установившуюся новую систему власти: сначала советскую, потом НЭП, переход к которой был воспринят интеллигенцией как начало эволюции советской власти к демократии.
Несмотря на тенденцию демократизации власти в далеком будущем, в настоящем чуть что власть тут же прибегала к репрессиям. Особенно гонениям со стороны большевиков подверглась церковь.
После слова НЭПа и гражданской войны советская власть заинтересовалась поднятием уровня образования и грамотности в стране, что привело к развитию литературы и в периферии.



В 30е годы советская власть активно продвигала «творческий» метод «социалистического реализма». Авторы должны были изображать окружающую действительность с пометкой на будущее, в «социальной перспективе». В 30е года появляются союзы писателей, художников, композиторов, архитекторов, а также цензурные органы (Главлит, Главискусство, Главрепертком), осуществлявшие идеологический контроль за жизнью организаций и проведением выставок и открытых показов.


Определился курс на превращение СССР в родину советских патриотов. Сталин прогнозировал будущее русского народа как центра общности всех советских народов. В условиях подготовки к войне такая политика, смешанная с пропагандой и усилением литературной цензуры способствовала появлению большого количества «социальных» романов и произведений.

В 1937 году для поднятия патриотического воспитания в народе широко праздновали столетие памяти А. С. Пушкина. В это же время на экраны вышел кинофильм «Петр Первый», показавший российского императора как величайшего государственного деятеля, который должен послужить положительным примером для народа.


Годы войны породили у интеллигенции большие надежды на ослабление жесткого контроля в области литературы и искусства.
24 мая 1945 года И. В. Сталин произнес тост «за здоровье русского народа», в котором ярко охарактеризовал патриотизм русского народа. Он отметил преимущества народной мысли над социальным строем, что всколыхнуло новую волну патриотической литературы в стране.

В начале 50х годов начинается процесс реабилитации репрессированных писателей и поэтов. Активно развивается критика «культа личности» Сталина.
Осенью 1953 г. редактируемый А. Твардовским «Новый мир» опубликовал статью В. Померанцева «Об искренности в литературе». В ней автор заявлял о необходимости «честно писать», не думая «о выражении лиц высоких и невысоких читателей».
В ответ на это весной в журнале «Знамя» появились главы из романа Б. Пастернака «Доктор Живаго», а в «Новом мире» — повесть «Оттепель» И. Эренбурга. Эти произведения отвечали царившей в стране атмосферы советской диктатуры, подводили ранее незнакомого с этим читателя к осознанию губительности атмосферы.

Однако первую «оттепель» уже в мае 1954 г. сменили «заморозки». Центральные газеты, подстрекаемые властями, вдруг нашли большие недостатки в повестях И. Эренбурга, статьях В. Померанцева, пьесах А. Мариенгофа, С. Городецкого, Ю. Яновского и подвергли их резкой критике за «очернение советской действительности».


А 23 июля секретариат ЦК осудил Твардовского за неопубликованную поэму «Теркин на том свете». В августе 1954 г. он был отстранен от руководства «Новым миром», а поэма была опубликована при Н. С. Хрущеве в 1963 году.
В декабре 1953 года прошел II съезд советских писателей, на котором первые «оттепельные» произведения были осуждены как проявление «стихийного» развития литературы. Власть продолжала сопротивляться развитию свободной, антисоветской литературы, которая занимала уже большую часть неопубликованного материала. Из-за этого литература все еще шла по консервативному пути развития.
Литературным памятником консерватизма послесталинской эпохи является роман «Тля» И. Шевцова, герои которого, молодые московские художники, ведут борьбу «за реалистическое искусство» с критиками, которым покровительствует художник-модернист Барселонский (пародия на И. Эренбурга). Роман открыто заявляет необходимость отойти от слишком развившегося модернизма и продолжить исконно русскую традицию в литературе. Он написан в 1952 г., но впервые был опубликован только через десять лет при Хрущеве.
В связи с жесткой цензурой, конце 50-х гг. ряд писателей и публицистов либеральной волны начали помещать свои произведения в машинописных журналах, возник «самиздат».
К середине 60х в литературе четко обозначаются два течения — либеральное и консервативное, представители которых искали поддержки у власти. Либералы, выступавшие за антинационалистические силы внутри страны, находили сочувствие у секретарей ЦК М. А. Суслова и Б. Н. Пономарева, а консерваторы, опиравшиеся на силы внутреннего национального развития, — у секретарей ЦК Шелепина и Ильичева.
В это же время сильно увеличилось число диссидентов, отстаивающих отличные от общепринятых взгляды.
Наибольшее влияние на развитие диссидентства в СССР оказала неудачная попытка публикации в «Новом мире» романа А. Солженицына «В круге первом». Твардовский передал рукопись на одобрение властей, помощнику Хрущева В. С. Лебедеву. Рукопись была возвращена, что фактически перевело Солженицына из либералов в ряды диссидентов. Он стал искать возможность издания романа в бесцензурной печати.
Культурная политика
Л.И. Брежнева
Культурная политика Брежнева была направлена на борьбу с фальсификацией истории и нереалистичным изображением действительности.
Со второй половины 60-х гг. значительно усиливается идеологический контроль за СМИ, учреждениями культуры. Цензура нередко запрещала выпуск художественных и публицистических произведений, кинофильмов, организацию художественных выставок. В приоритете оставались патриотические, гражданственные, исторические темы. Многообразие литературных взглядов современников отражалось в создании новых журналов для представителей каждой из идеологий: у либералов был «Новый мир», у сталинистов — «Октябрь» и «Огонек», у почвенников — «Молодая гвардия» и «Наш современник». Власти, стремясь не допустить их радикального развития, в 1970 г. наносят удар и по либералам, и по «русофилам».
Литературные критики и кураторы советских писателей из ЦК партии в 60-70е гг. выступали против смещения центра литературной жизни к почвенникам («Молодая гвардия»). Однако попрепятствовать этому не удалось. В появившихся произведениях литературы в 70е годы активно продвигалась мысль соединения обычного народа с просвещенной интеллигенцией, критиковалось неравенство. Все это вызвало большой интерес в обществе и стало причиной специальных мер со стороны ЦК КПСС и КГБ.
В начале 70х годов патриотизм воспринимался как альтернатива социализму. Жители страны не понимали, что замена социализма патриотизмом активно использовалась уже в годы Великой Отечественной войны. В это же время в обществе появляется правозащитное движение СССР, представители которого требовали уважение Советской Конституции.
В ноябре 1969 г. А. И. Солженицын был исключен из Союза писателей СССР за публикацию на Западе романов «В круге первом» и «Раковый корпус», а через год ему была присуждена Нобелевская премия по литературе (1970).

«Нобелевская лекция» Солженицына стала выражением либерального почвеннического направления в движении.

«Когда в Нобелевской лекции я сказал в самом общем виде: „Нации — это богатство человечества...“ — это было воспринято всеобще-одобрительно... Но едва я сделал вывод, что это относится также и к русскому народу, что также и он имеет право на национальное самосознание, на национальное возрождение после жесточайшей и суровой болезни, — это было с яростью объявлено великодержавным национализмом».

Александр Солженицын
Свою идеологию писатель неоднократно определял не как национализм, а как национальный патриотизм.

4 сентября 1973 г. А. И. Солженицын написал «Письмо вождям Советского Союза», в котором предлагал выход из главных, по его мнению, опасностей, грозивших нам в ближайшие 10–30 лет: войны с Китаем и общей с западной цивилизацией гибели в экологической катастрофе

Для этого нужно было отказаться от марксистской идеологии, признать необходимость для России авторитарного строя и перенести все усилия государства с внешних задач на внутренние: перестать использовать водку как важную часть государственного дохода, отказаться от производств с ядовитыми отходами, освободиться от обязательной всеобщей воинской службы, ориентироваться на строительство рассредоточенных городов.

В эпоху застоя при Брежневе развитие литературы и кинематографа происходит под неустанным вниманием со стороны партии и оценивается с точки зрения коммунистической морали и ее идеологического влияния на общество. При Брежневе в литературе огромное внимание уделяется социальной тематике, выделяется даже отдельное направление деревенской прозы (Шолохов, Астафьев, Распутин), уходившей от урбанизма и модернизации. Распространяется литература о годах Великой Отечественной войны.
Ю.В. Андропов
«Производство»‎ действенной культуры
Культурная интеллигенция того времени возлагала большие надежды на избрание Андропова на пост генерального секретаря, так как ходили слухи о его высоком культурном уровне, а также было известно, что некоторые из его родственников являются представителями искусства.
Поэтому казалось, что с Андроповым придет конец и бюрократической опеки над культурой.
Однако, надежды не оправдались: генеральный секретарь не дал ни намека на культурно-политическую либерализацию, а наоборот ужесточил ранее принятые меры. Он одобрял все решения Московского управления культуры, которое славилось запретами уже разрешенных к постановке пьес. Также во время руководства Андропова усилились репрессии литературной оппозиции (под следствие попал Георгий Владимов, активный участник московского отделения Amnesty International), участились случаи лишения ее представителей советского гражданства.
Вследствие этого заметно, что политика Андропова главным образом направлена на восстановление авторитета государства, а также на создание единственной нормы культурной деятельности и поддержание идеологически социалистических ценностей, что, конечно, не способствовало развитию свободы творчества, а наоборот ему препятствовало.

Также во время руководства Андропова велась активная пропаганда интернационализма, из-за чего притеснялись региональные националистические журналы, был введен запрет на произведения на дореволюционные исторические темы или те, в которых в положительном ключе рассматривается православие.
Наибольшей критике подвергся журнал «Север», сделавший центральной темой своей публицистики патриархальную культуру быта русского Севера.
Основные пункты критики: переизбыток дореволюционных тем, «ограниченный этнографизм», недостаток анализа социальных современных жизненных вопросов


Также подвергся жесткой критике другой журнал с националистической направленностью — «Урал»
Рок-музыка начинает сравниваться с идеологическим разложением и антиобщественным поведением: вводятся постановления, ограничивающих распространение западной и советской рок- и поп- музыки, устанавливается контроль над звукозаписывающими предприятиями
Теперь на дискотеках и подобных им мероприятиях могут звучать только разрешенные специальными комиссиями произведения или включенные в каталог центральной звукозаписывающей фирмы «Мелодия».


К.У. Черненко
Антирок и правильное воспитание молодежи
Черненко также видел основную задачу культуры в пропаганде актуальных политических задач и поддержании идеологически социалистического настроя. Он выступал резко против книг и фильмов, описывающих сложные условия советского быта или же содержащих христианские идеи или идеи русского национализма. Все больше ужесточались меры против молодежной музыкальной культуры, были установлены более строгие требования для существования рок-групп, из-за чего ряду из них было запрещено выступать.
Зарубежные музыкальные группы и исполнители, запрещённые в СССР
В 1984 году ЦК КПСС выпустило предписание об улучшении идеологического воспитания молодежи, вследствие чего Министерство культуры и различные культурные организации и творческие объединения были обязаны следить за фильмами, литературными произведениями. Предписание также призывало к борьбе с «низким музыкальным вкусом» и пропаганде «русской и советской музыки». Стали привлекаться к юридической ответственности рок-музыканты по обвинению в уклонении от «общественно полезного труда».
М.С. Горбачев
Политика «гласности»‎ и её неприятные последствия
Политика М. Горбачева в отношении литературы в отличие от политики своих предшественников является либеральной.
Вследствие чего, в 1987 году происходит «читательский бум»: растут тиражи журналов, опубликовываются ранее запрещенные произведения (М. Булгакова, В. Набокова, Е. Замятина, И. Бродского и других). Кроме этого, многим эмигрировавшим деятелям культуры вернули советское гражданство.
Ю. Домбровского, Д. Гранина, А. Рыбакова, В. Шаламова, A. Солженицына, О. Мандельштама, М. Цветаевой, Н. Гумилева, А. Ахматовой.
В 1990 году принимается закон «О печати и других средствах массовой информации», наконец отменивший цензуру
Политические и исторические темы в литературе перестают быть запретными: в произведениях появляются рассуждения о войне, реформах, состоянии русской культуры, судьбе деревни, будущем молодежи.
Все государственные газеты и журналы начинают заострять внимание на проблемах в экономике и социальном развитии (писателям Валерию Тарсису, Александру Солженицыну, Василию Аксенову и другим).
Наконец, были сняты ограничения с деятельности рок-групп.
Супругам Галине Вишневской и Мстиславу Ростроповичу, Владимиру Войновичу, Георгию Владимову, Оскару Рабину, Супругам Льву Копелеву и Раисе Орловой, Ирине Ратушинской.
Но ликвидация цензуры имела и негативную сторону: в СССР начали поступать произведения массовой западной культуры, под влиянием которой создавалась низкопробная отечественная продукция – общий культурный уровень советского общества снизился.
Также предоставляя такую свободу культуре, М. Горбачев урезал финансирование творческой деятельности (из-за начинающегося экономического кризиса и дефицита государственного бюджета), что позже ударило по театральному искусству и кинематографу.

ПРОЗА
Одиссея советской жизни
Венедикт Васильевич Ерофеев
«Зато у моего народа — какие глаза! Они постоянно навыкате, но — никакого напряжения в них. Полное отсутствие всякого смысла, но какая мощь!»
Поэма в прозе Венедикта Васильевича Ерофеева «Москва — Петушки» — абсолютный чемпион самиздата 70-х годов. Написанная в 1970-м году, лишь спустя 18 лет, в эпоху освободительной перестройки при Горбачеве она получила возможность быть легально напечатанной в журнале «Трезвость и культура».
На первый взгляд, сюжет поэмы довольно примитивен: полный тезка автора, пьяница Венечка Ерофеев едет из Москвы в Петушки, распивая спиртное в пути. Всю дорогу он делится с читателем своей «пьяной философией», но настолько увлекается практическим ее применением, что, сам того не замечая, возвращается обратно в Москву. На самом деле «исповедь алкоголика» содержит в себе отражение суровой реальности той эпохи. Некие «Мертвые души» в исполнении Ерофеева. Прозаический текст недаром получил название поэмы: автобиографическое произведение передает читателю чувства и мироощущение самого автора. «Москва-Петушки» — акт извержения накопившегося разочарования во всем: в Москве, в москвичах, в жизни, в самом себе. СССР в поэме показан без призмы пропагандистских прикрас, именно таким, каким видело Союз рабочее население брежневской эпохи застоя.
У писателя так же, как и у его героя-тезки были проблемы с алкоголем. Однако друзья и близкие знакомые Венедикта утверждали, что пьянство для него никогда не являлось самоцелью. Это был своеобразный способ выражения протеста общественным устоям. На страницах Москвы-Петушков писатель рассуждает:«Но разве это мне нужно? Разве по этому тоскует моя душа? А если б они мне дали того разве нуждался бы я в этом?» Таким образом, алкоголь для Венечки (а в прочем и для большинства советского населения) — это способ восполнить душевную пустоту.
Ерофеев отрицал существование рамок в искусстве и бесцеремонно разрушал их границы, сочетал несочетаемое. Отсылки к евангелиевским сюжетам, аллюзия к Христу переплетаются со сценами пьянства, нецензурной бранью и сценами жестокости. К слову, интерес к религии возник у Ерофеева еще в студенчестве. Он хранил в общежитии Библию. Более того зачитывал вслух фрагменты из нее и устраивал религиозные полемики. Институтский комитет комсомола призвал студента перейти на правильное, материалистическое мировоззрение. На что будущий писатель ответил, что если кого из комсомольцев не устраивает их марксистско-ленинское мировоззрение, то они сами могут перейти на какое-нибудь иное, более им подходящее.

Left
Right
«Я остаюсь внизу и снизу плюю на вашу общественную лестницу. Да. На каждую ступеньку лестницы — по плевку».
Свое пренебрежительное отношение к общественному строю Ерофеев передает устами героя Венечки.
«Взят за горло»
Поэма оказалась не только автобиографической, но и пророческой.
Трагическая судьба Венечки Ерофеева из «Москвы-Петушков» заканчивается всаженным ему шилом в горло. А через полтора десятка лет у самого автора по воле злой иронии обнаруживают рак. И рак именно гортани! Ерофееву предлагали лечиться за границей совершенно бесплатно. Но разрешение на выезд писатель так и не получил. «Они копались, копались — май, июнь, июль, август 86 года, снимали с моей трудовой книжки какие-то копии и, наконец, объявили, что в 1963-м году у меня был четырехмесячный перерыв в работе, поэтому выпускать меня во Францию нет никакой возможности… ссылаться на маленький перерыв в работе двадцатитрехлетней давности, когда человек нуждается в онкологической помощи… Я умру, но никогда не пойму этих скотов». Писатель умер 11 мая 1990 года, не дожив ровно год до развала Советского Союза.
третья волна эмиграции
Александр Исаевич Солженицын
«Всякий, кто однажды провозгласил насилие своим методом, неумолимо должен избрать ложь своим принципом»
А. И. Солженицын стал символом сопротивления советской системе. После исключения из союза писателей СССР, он стал открыто заявлять о своих убеждениях и критиковать власть. В литературной серии «Красное колесо» выражены православно-патриотические взгляды автора.
«Красное колесо» Солженицына раскрывает причины российского кризиса XX – начала XXI столетий. Он хотел написать правду о трагедии 1917 года. С помощью узлов (в эпопеи их четыре) автору удалось показать самые главные, определяющие события века. Писатель описывает, как великое государство в расцвете сил вдруг скользнуло в духовное и нравственное падение.
Вместе с вымышленными персонажами, автор повествует также о реальных значимых лицах в истории России, как это положено в исторической эпопее. В первом узле «Август Четырнадцатого» это генерал Самсонов, Петр Столыпин, Николай II. Отдельный узел «Октябрь Шестнадцатого» посвящен деятельности Владимира Ленина, большевиков и И.Л. Гельфанда (Парвуса). В главах о Ленине, автор смотрит на мир и Россию глазами вождя. Его образ в романе безжалостен и циничен. Автор говорил, что этот узел нужен «как сгусток тяжелой и малоподвижной атмосферы тех месяцев». В «Марте Четырнадцатого» уделено внимание депутатам думы и временному правительству. А в последнем узле «Апрель Семнадцатого» окончательный отрезок пути преобразования России в Советский Союз.
Основной идеей романа стало противостояние двух миров. Герои через внутреннее состояние показывают нравственную и политическую борьбу России. Некоторые вымышленные персонажи являются символами и прототипами близких людей Солженицына, например, Саня Лаженицын (прототип – отец писателя Исаакий).
В десяти томах А. И. Солженицын описал путь к падению России, и через героев показал свое отношение к этой трагедии.
третья волна эмиграции
Владимир Емельянович Максимов
«Дело не в законах, а в людях. Мы строим из недоброкачественного материала, всё гниёт! Я поражаюсь, до чего все испоганились. Что можно сделать при таких условиях, если кругом либо воры, либо трусы, либо невежи».
Владимир Емельянович Максимов (настоящее имя Лев Алексеевич Самсонов) — русский писатель, публицист, редактор. Романы «Карантин» и «Семь дней творенья», не приняло ни одно издательство, поэтому они широко ходили в самиздате. За эти романы Максимов был исключен из Союза писателей и помещен в психиатрическую больницу. В 1974 году Максимов был вынужден эмигрировать в Париж. В 1975 году был лишен гражданства СССР.
В романе «Семь дней творенья» Владимир Максимов раскрыл главные проблемы современности. Как и в предыдущих своих повестях он поднял вопрос о нравственном определении человека в тоталитарном обществе, прекращение духовной деградации. А также, искал причины и пути выхода из социальных конфликтов в России.

Максимов в своем творчестве отразил реальность не только писательской жизни, но и человеческой, как поиск смысла бытия и мира.
Сама книга разделена на семь глав, каждая из которых имеет название дня недели и смысловой заголовок. Роман посвящен истории семьи Лашковых. Каждый день недели повествует об отдельном члене семьи. Все персонажи в романе по-своему несчастны и душевно больны. Первый день-понедельник назван «Путь к самому себе», рассказывает о главном герое, Лашкове Петре Васильевичу, вокруг которого развивается сюжет произведения. Вторая глава-вторник «Перегон», посвящена брату Петра-одинокому Василию Лашкову. Далее все персонажи раскрываются последовательно, как и их личные трагедии, поиски, судьбы. Последняя седьмая глава заканчивается лишь одной фразой: «И наступил седьмой день — день надежды и воскресения...»

Роман также несет христианскую идею и библейские черты. Так, через христианские ценности, осмысление и покаяние, Максимов показывает, что Россия способна встать на путь возрождения и спасти свое духовно-нравственное положение.

«Я вскрыл тебя, словно

консервную банку, и губы порезал»

ПОЭЗИЯ
Борис Борисович Рыжий
Борис Рыжий — уральский поэт, главный образ вторчерметовской темноты, с 2001 года навсегда оставшийся там только тенью. Творец родился в 1974 году в Челябинске, в 1980 году переехал с семьёй в Свердловск (сейчас — Екатеринбург), где обосновался и провёл всю свою жизнь. Его отец любил поэзию, в особенности Блока: декламировал стихи, вставлял цитаты в диалогах, много читал; мама была врачом-эпидемиологом, невероятно умной и сильной женщиной. Маленький Боря с детства был знаком с литературой, рос в любящей семье, где детей не наказывали, а «растили в тепличной атмосфере», как позже скажет Ольга, сестра Бориса.
Счастливая семья, игры, баловство, одним словом счастье — всё это было в детстве будущего поэта, но такого нельзя было сказать о районе, где они жили. Вторчермет — окраина Екатеринбурга, где в 1980-е годы чужакам нельзя было одним ходить по улицам, а во дворах на скамейках рядом ютились бабушки и алкоголики, пьющие обжигающую жидкость из стеклянного горла. Жизнь там была страшная.
Маленький мальчик был напуган тем, что происходило в этом месте, но он сочувствовал всем его жителям: кто лишен любви, тепла, света, комфорта и крова. Подобно этому контрасту — семья и район — создается и двоемирие в поэтике Рыжего: его лирический герой стремится к прекрасной надежде, стараясь изменить серый быт и закольцованность жизни. Он мыслит о прекрасном, стремится вырваться на свободу: ему некомфортно — но он бессилен против страшной мощи страны, в которой ему, такому, какой он есть на самом деле, нет места.

Вторчермет — не добротный пролетарский район типа Уралмаша, отстроенного немцами, а убогая окраина керамического завода, где подъезды усыпаны шприцами.

Юрий Казарин
Поэт
Шолом
Слово на иврите, означающее «мир». Может использоваться в качестве общего приветствия, причём и при встрече, и при прощании.
«Россия, шолом!..»
Россия, шолом!
Родная собачья Россия!
Любил бы — пожалуй,
писал, как положено, кровью.
Я вовсе не тонок,
я просто чертовски бессилен.
Любить тебя надо
огромной животной любовью.
Я вскрыл тебя, словно
консервную банку, и губы порезал.
Звезды, как рыбы,
плавали в луже — лови их руками.
И плыли созвездья.
Ах, все ты — одно отраженье:
люди, собаки, поэты
и братья с врагами.
Как часто снега уносят,
сползая в бескрайность,
тебя, словно скатерть —
вчерашний несъеденный ужин.
Мне завтрак не нужен.
Как часто пернатая стая
туда улетает.
И ОН мне до боли не нужен.
Ты вся из контрастов.
Медальные шеи бульдогов.
В лишайных дворнягах
нет шерсти на шапку. Мне очень
хочется быть
полуспившимся собаководом —
выгуливать пресные слезы
на впадинах шечных.
Шолом же, Россия!
Царицы, разбойники, тройки.
Как пиджак — наизнанку
выверни ржавые дали.
Гляди, утопили щенят
на шикарной помойке.
Нас слезы не душат.
И нас с тобой завтра не станет.


1993 г.

Анализ
В стихотворении «Россия, шолом!..» лирический герой обращается к своей стране, ведя с ней диалог. Его Россия — собачья, животная. Она сильна, она находится выше него, способна управлять им и его жизнью. Лирический герой не любит её («Любил бы — пожалуй, // Писал, как положено, кровью»), но понимает, очерчивая все внутренности государства, и от этой мысли оказывается «ранен»: «Я вскрыл тебя, словно // консервную банку, и губы порезал». Любовь эта не та, которую принято видеть в лирике, светлая или трагичная, она здесь на уровне осознания, когда человек способен понимать объект и принимая видеть связь с ним. Лирический герой чувствует конец и его, и страны («И нас с тобой завтра не станет») и именно это сближает его с «родной собачьей» Россией.

Государство здесь выступает не как носитель власти, а как образ, лишь мазками оказавшийся среди человеческого. Её можно увидеть в лицах людей, поэтов, братьев с врагами и в мордах собак. Она везде, и от неё не скрыться. Россия, словно отпечатком, лежит на каждом, кто живёт в мире лирического героя, став частью всех, собрав их воедино и оставив в серой реальности своей жизни. У Бориса Рыжего страна сегодняшняя — некрасивая и серая, полная грехов, грусти и мерзости, она не стремится к чему-то, словно застыв в одной точке. Она отчасти похожа на образ А. А. Блока: страшно здесь, и грустно, и печально, и никак не изменить порядок вещей. Но, впрочем, есть эфемерное будущее, есть звёзды, плавающие как рыбы, которых надо ловить руками, есть бескрайность, куда уносят Россию снега, куда улетает «пернатая стая». И в этом её образ противоречив: сейчас она разбита, но когда-то там, впереди она будет прекрасна. «Ты вся из контрастов», — и это, как ни странно, лучше всего описывает Россию.

Красивая и жестокая, сильная и отвратительная — она состоит из деталей, которые никогда не могли оказаться вместе, отталкиваясь друг от друга, но в этом вся она, собачья Россия. Она убивает своих, вытравливая из этого мира: «Гляди, утопили щенят // на шикарной помойке», — и не привыкший к этому оказывается среди обреченных — тех самых щенят. Жизни здесь почти не осталось — слабые уже давно умерли, сильные постепенно стираются из этого мира.
Россия Рыжего жестока, отчаянна, обречена, и никто не способен её спасти, как и человека, живущего с ней в одном мире.

«Нас слезы не душат.
И нас с тобой завтра не станет»
«И в пять минут меня любовь переиначит
на времена безмерные ее»
ПОЭЗИЯ
Юрий Викторович Казарин
Юрий Викторович Казарин — екатеринбургский поэт, автор множества монографий и учебников, заведующий отделением «Поэзия» в литературном журнале «Урал» (единственный «толстяк» на Уральских горах). Родился в Свердловске (сейчас — Екатеринбург) в 1955 году, воспитывался бабушкой и дедушкой. В 1972 году пошел работать на завод Уралмаша (УЗТМ) фрезеровщиком и провёл там полтора года.
В семидесятых окончил филологический факультет, в восьмидесятых преподавал в одном из университетов Индии практический русский язык, в девяностых защитил кандидатскую, в нулевых докторскую. Время нещадно бежало вперед, и вот теперь Юрий Казарин является художественным руководителем специальности «Литературное творчество: поэзия, проза» в ЕГТИ и проводит семинары-встречи, где обсуждает «лирическую мелодию» современности.
Поэтика Юрия Казарина характеризуется большим количеством ассоциаций и обилием историко-литературного контекста, который, кажется, почти безграничен. Благодаря чувственности и образности лирика уральского голоса приобретает новый характер, сливаясь с природой в единую песнь о свободе, любви и жизни.
Фрамуга
Карниз для шторы в верхней части неподвижной рамы.


На ветер засмотрюсь, на сад, бегущий скопом,
где осень в листопад оглаживает дом.
В эпоху между пеклом и потопом
мы хорошо, душа моя, живем.

С утра скрипит от инея фрамуга
и дышит чернозем, подножный лед круша.
А ровно в полдень к нам погода с юга
придет — и улыбается душа.

И дочь моя легко поет и горько плачет.
И мать моя несет развешивать белье.
И в пять минут меня любовь переиначит
на времена безмерные ее.

Теперь не уступлю ни пеклу, ни потопу
моей души рабочий монастырь,
мой азиатский дом с воротами в Европу
и огород с простором на Сибирь.

Анализ
В стихотворении «На ветер засмотрюсь, на сад, бегущий скопом...» раскрывается тема сущности дома как города, как страны, как маленького очага в контексте времени. Человеческое здесь так же неотделимо от истории государства, в которую вписываются тысячи жизней и судеб, но у лирического героя есть уверенность в том, что он сможет сохранить то, что сейчас есть — хорошую жизнь: «В эпоху между пеклом и потопом // мы хорошо, душа моя, живем». 

Перелом времени в стихотворении раскрываются через антитетическое сочетание пекла и потопа. Последнее отсылает нас к Ноеву ковчегу, по велению Бога построенному для спасения семьи и животных. Здесь и сейчас счастье, вчера было пекло, завтра — потоп. На грани двух концов мира находится небольшой микромир — дом, в котором есть сладость момента «сейчас», место, где этот привкус так же короток, как человеческая жизнь. 

Вторая и третья строфы в своей гармоничности создают картину той самой хорошей жизни, о которой вскользь говорится в первой строфе. Раскрытие её происходит через метафоры олицетворения, придающие «человечности» и живости окружающему миру. Сквозь глаголы и семистопный ямб предстает универсум стихотворения: он такой, каким его задумывал Бог, в идеальной своей абстракции независимое от мира существо, мелодичное и прекрасное само по себе. В сознании Юрия Казарина дом приобретает почти божественный смысл, как точка спокойствия в хаосе. Это место находится на границе двух времен, миров: прошлого и будущего, которое представляется страшным и способным умертвить человеческое сознание. 

Любовь безусловная и абсолютная движут лирическим героем: он готов бороться за свой дом, за свой город, за свой родной край, в котором он видит святое, раскрытое через образ монастыря, теплое, находящееся между небом и землёй, что есть в образе дома, и простое, людское, приземленное, соответственно огород. Движение в двоемирии происходит по вертикали: от неба к земле — что добавляет городу в стихотворении многогранность и значимость для того, от чьего лица описаны чувства и мысли. 

Через такие детали, как «рабочий монастырь», «азиатский дом с воротами в Европу» и «огород с простором на Сибирь», приходит осознание, конкретика самого места, вокруг которого и разворачиваются события — это Екатерибург, который находится на границе Европы и Азии, малая родина Юрия Казарина и центр универсума.
«Теперь не уступлю ни пеклу, ни потопу
моей души рабочий монастырь,
мой азиатский дом с воротами в Европу
и огород с простором на Сибирь»
Рок-поэзия конца 80-ых — начала 90-ых
Рок-музыка, пришедшая в СССР с Запада, стала не просто новым музыкальным направлением или молодёжной субкультурой, но и целым социальным явлением. Особенно остро связь музыкального искусства и социально-политического состояния общества можно проследить в рок-музыке, именно поэтому мы рассматриваем взаимосвязь рок-музыки с социально-политическими процессами и явлениями.

Рок-музыка зародилась в СССР на волне всеобщей битломании. В этот период отечественный рок представляет собой, в основном, подражание музыке зарубежных исполнителей. Этим подражанием занимались многие группы и ВИА (вокально-инструментальные ансамбли). Те, кого это не устраивало, предпочитали считаться самодеятельными группами, что лишало их возможности выпускать официальные пластинки и резко ограничивало концертную деятельность. Записи таких групп распространялись среди поклонников самиздатом, на магнитных лентах, а выступления чаще всего происходили на «квартирниках» или других закрытых площадках.
Начало 80-х годов — период, связанный с надеждами советских граждан на перемены в стране. В это время популярность рок-музыки растет с каждым днём. Сформировалось полноценное рок-движение, которое начало самостоятельно организовываться, но не без помощи властей. Чтобы держать огромное хаотичное рок-движение под контролем, в 1981 году, при поддержке властей, был открыт Ленинградский рок-клуб, ведь именно в там было самое большое количество рок-групп. Благодаря рок-клубу, у музыкантов появилась возможность легально организовывать концерты и записывать пластинки, а у властей держать рокеров под наблюдением.

В рок-клубе были свои инженеры и техники, которые могли практически из ничего, своими руками создать музыкальную аппаратуру. Были свои звукорежиссеры, которые в непрофессиональных условиях, умели записывать качественные альбомы. В рок-клубе были свои художники и фотографы, оформляющие обложки к альбомам, а также продюсеры, организовывающие концерты. Были и свои предприниматели, тиражирующие и продающие записи. Журналисты, критики и музыковеды, которые писали свои музыкальные статьи и заметки.
К середине 1980-х годов рок-клубы начали открываться по всей стране стали проводиться легальные рок-фестивали. С началом перестройки у рок-музыкантов появилась возможность выступать с концертами, не опасаясь уголовного преследования за предпринимательство и тунеядство.

С началом перестройки у рок-музыкантов появилась возможность выступать с концертами, не опасаясь уголовного преследования за предпринимательство и тунеядство.



В 80-е годы русский рок уже был формой протеста, в том числе протеста политического.
Рок-музыка в России всегда, так или иначе, касалась политических проблем. И речь идёт не только о песнях протестных или отражающих точку зрения музыканта на различные современные ему события, но и об участии рок-музыкантов в различных политических акциях, высказываниях по поводу ситуации в России и в других странах, об участии в предвыборных кампаниях политиков и т. д. В 80-е годы русский рок уже был формой протеста, в том числе протеста политического. Официальная пресса объявляла рок-музыкантов антисоветчиками уже за сам факт их существования, независимо от тематики исполняемых ими песен и высказываний.

Виктор Цой
Музыкант, участник группы «Кино»


Виктор родился 21 июня 1962 года в Ленинграде в интернациональной семье: отец, Роберт Максимович Цой, был корейцем, а мать, Валентина Васильевна, — русской. С детства он проявлял интерес к творчеству, в частности к рисованию и музыке. Когда Витя был в пятом классе, родители купили ему гитару, и вскоре будущий музыкант собрал с товарищами свою первую группу «Палата №6».



В 1981 году Цой вместе с Алексеем Рыбиным и Олегом Валинским создал группу «Гарин и Гиперболоиды», которая стремительно стала набирать популярность. Однако после ухода Валинского в армию группа была переименована в «Кино», и уже 1982 году начинающие музыканты выпустили свой дебютный альбом «45».
Музыка приносила Цою удовольствие и возможность самовыражения, но не финансовую независимость. Чтобы иметь хоть небольшой заработок, известный певец работал кочегаром в котельной «Камчатка». Так появилось название третьего альбома — «Начальник Камчатки». Следом за ним последовало еще два альбома: «Звезда по имени Солнце» и «Группа крови», которые в рекордные сроки стали невероятно популярными.

Творчество Цоя
За годы творчества В. Цою удалось создать целостный миф о романтическом герое, последнем герое уходящей эпохи, что подтверждает не только биография музыканта, но и обстановка в стране в целом. 
«Перемен»
Одной из ключевых песен Цоя можно считать «Перемен». Само название говорит за себя, Цой открыто заявляет: «Перемен требуют наши сердца».  Из строчки: «На пылающий город падает тень» мы понимаем, что Советское государство постепенно накрывает мрак. Система изжила своё.

«Последний герой»
Песня «Последний герой» также является важной для понимания творчества Цоя. Называя своего героя «последним», Виктор Цой не только подчёркивал важность своей миссии, но и показывал ситуацию в обществе, где героем уже быть не модно. В строчках «Ты не можешь здесь спать, ты не хочешь здесь жить» можно понять, что в Советской системе жизнь становится невыносимой. Самое страшное, что выхода из этой ситуации практически нет, об этом можно узнать из строчек: «Ты уходишь туда, но тебя там никто не ждёт».
«Группа крови»
Символика протеста, борьбы лучше всего проявляется в альбоме «Группа крови». Темой одноименной песни является стремление к борьбе, желание остаться победителем. Строчки из припева песни: «Пожелай мне удачи в бою, пожелай мне: не остаться в этой траве» — свидетельствуют о готовности лирического героя к борьбе. Исходя из периода, в который был выпущен этот альбом, можно предположить, что борьба направлена против устаревших порядков, против советской власти.
Последний
герой
Группа
крови
Перемен
Андрей Макаревич
Музыкант, участник группы «Машина времени»
Андрей Макаревич родился 11 декабря 1953 года в Москве. С детства Андрей был окружён музыкой: в доме постоянно звучали виниловые пластинки, а сам Макаревич с 12 лет начал самостоятельно осваивать гитару. Музыкальная группа «Машина времени» начала своё существование ещё в 1966 году, когда Андрей учился в школе, только тогда она называлась “The kids” и исполняла кавер-версии англоязычных песен. Лишь в 1979 году был подписан контракт с Росконцертом, что придало группе легальный статус, и с этого момента Макаревич официально стал музыкантом и исполнителем. В последующие годы много гастролировал в составе группы по СССР, снимался (вместе с группой) в фильмах А. Стефановича «Душа» (1982) и «Начни сначала» (1986), где сыграл главную роль.

В этот же период времени, вышла первая пластинка группы, «Охотники за удачей» вышла нелегально в США безо всякого участия и ведома со стороны музыкантов. С фирмой грамзаписи «Мелодия» с 1980 года шли безрезультатные переговоры, а первый альбом «В добрый час» вышел в 1986 г. С тех пор пластинки начали выходить регулярно. С группой «Машина времени» связана значительная часть жизни и творческой деятельности Андрея Макаревича. Вот уже почти 50 лет он является бессменным лидером группы, ее основным автором текстов, композитором и исполнителем большинства песен.
Творчество Макаревича
Основным мотивом в творчестве группы Машина времени становятся мотив перемен и их неизбежности. На это нам указывает и само название группы.
«Поворот»
Альбом 1990 года начинается с песни «Поворот», которая становится воплощением стремительно изменяющегося общества. В строчках «Вот новый поворот и мотор ревет, что он нам несет — Пропасть и взлет, омут или брод, и не разберешь, пока не повернешь» лирический герой, как и всё население Советского Союза того времени, понимает неизбежность изменений в жизни, но всё же не уверен том, что будет дальше.
«Марионетки»
Ещё одной песней, отражающей социальную проблематику 80-ых – 90-ых, является композиция «Марионетки». Из названия становится понятно, что в песне речь пойдёт о нестабильности, глупости общества перед теми, кто стоит выше них по социальному, материальному положению. «Лица стерты, краски тусклы, то ли люди, то ли куклы» — песня начинается с описания среднестатистического гражданина, который под гнётом власти теряет человеческие черты и становится куклой в руках правителей. На протяжении всей песни развивается тема несвободы обычного человека в государстве: «Волк и заяц, тигры в клетке — все они марионетки в ловких и натруженных руках». Использование имен животных вместо существительного «человек» также говорит о потере человеческого облика. Из строчи «и в процессе представленья создается впечатленье, что куклы пляшут сами по себе» можно сделать вывод, что даже если в обществе существует понятие «свободы», то его нельзя назвать истинным, это лишь видимость, подделка, суррогат. На самом же деле, человек лишен свободы самовыражения, свободы творчества. 

Поворот
Марионетки
Вячеслав Бутусов
Музыкант, участник группы «Наутилус Помпилиус»
Вячеслав Бутусов родился в Красноярском крае в посёлке Бугач. Его отец был транспортным инженером, из-за его работы семья Бутусовых часто переезжала. Мама работала в филармонии, именно она привила сыну любовь к музыке. В школу пошёл Бутусов в Красноярске, тогда появилась тяга к гуманитарным наукам и музыке. Первую гитару Вячеславу родители подарили в четвёртом классе.
Во время учёбы в институте Вячеслав знакомится с Дмитрием Умецким, вместе с которым они создают группу «Али-Баба и сорок разбойников» и начинают выступать на танцах. Всё свободное время друзья проводят в рок-клубе и к 1983 году дорастают до записи первого альбома. Тогда же созданный ими ансамбль переименовывается в «Наутилус», а спустя несколько лет с легкой руки Ильи Кормильцева к названию пристаёт приставка «Помпилиус».


Группа имеет большой успех. Её записи распространяются на территории всего Советского Союза. Начинаются первые гастроли. В 1986 году коллектив записывает альбом «Разлука», после выпуска которого становится ясно, что музыка для Бутусова должна стать профессией. Он увольняется из проектного института и сосредотачивается на деятельности в группе «Наутилус Помпилиус».
На первых порах Вячеслав пишет практически все тексты песен и музыку к ним. Но после начала сотрудничества с Ильёй Кормильцевым в 1985 году берёт на себя лишь композиторскую работу. Он же является лидером группы, за которым всегда остаётся последнее слово в решение ключевых для развития творчества вопросов. Однако, в 1988 году между участниками команды возникают разногласия и Бутусов принимает решение распустить коллектив.

Творчество Бутусова
Показательным альбомом в творчестве группы Наутилус Помпилиус является альбом «Князь Тишины», который вышел в 1986 году накануне перестройки.
«Скованные одной цепью»
Песня «Скованные одной цепью» стала воплощением советского общества, воплощением проблем, которые сковывали людей, лишали их свободы. В тексте этой песни встречается большое количество афоризмов, которые чаще всего использовались в русскоязычном обществе, что придает тексту злободневность. «Здесь суставы смяли, чтобы сделать колонны» — большое количество метафор в тексте, связанных с плохим отношением власти к гражданам, свидетельствует о том, что лирический герой понимает сущность проблем общества, но не стремится их разрешать. В песне также встречаются размышления автора об устаревших порядках социалистического общества, из-за чего страдают обычные люди.   

«Последнее письмо»
В этом же альбоме песня «Последнее письмо» является воплощением надежд на светлое будущее. В строчке «Гудбай, Америка, о! Где я не был никогда, Прощай навсегда», — Америка является символом несбывшейся мечты лирического героя. Он как будто прощается с собственными надеждами, осознавая безысходность положения общества, в котором живёт. Песня «Последнее письмо» стала одной из визитных карточек группы и гимном неформальных движений эпохи Перестройки.
Скованные
одной цепью
Последнее
письмо

Наша команда
Алина Серёгина
Автор раздела «Проза», верстальщик
Екатерина Ядрищенская

Фотограф, автор раздела «Музыка», верстальщик

Юлия Токарева
Автор раздела «Поэзия», верстальщик
Мария Таций

Редактор, автор раздела «История» , верстальщик

Софья Чернецкая

Автор раздела «Проза», верстальщик

Дарья Ядрищенская

Автор раздела «Музыка», верстальщик

Александра Валерьянова

Автор раздела «История», верстальщик