Пушкинская карта: провал или успех?
Если вам нет 23, то вы приглашены в театр. Или на концерт классической музыки. На выставку, на творческий вечер... В общем, выбирайте сами — уже месяц в России введена Пушкинская карта, которой можно оплатить посещение культурных событий.
Яндекс.Афиша ввела отдельный фильтр для событий, доступных по Пушкинской карте - от спектакля по «Анне Карениной» до концерта Дидюли
Слышали ли вы о Пушкинской карте? Это хорошая возможность приобщиться к прекрасному, если вы молоды, ведь для вас искусство стало доступнее: теперь молодежь может оформить карту, на которую государством зачислено 3000 «культурных» рублей. Эти деньги уже можно потратить на самые различные общественные мероприятия. Вот, например, целая подборка.

Знакомы ли Вы с Пушкинской картой?
(Всего было опрошено 207 человек)

Так какие сюрпризы и подводные камни поджидают участников федеральной программы? Обо всём по порядку.
Список мероприятий, на которые можно пойти по Пушкинской карте


Что произошло?
30 июня в эфире «Прямой линии» Президент заявил о запуске нового проекта «Пушкинская карта», направленного на популяризацию отечественной культуры среди молодежи от 14 до 22 лет.
Использовали ли Вы Пушкинскую карту?
(Всего было опрошено 207 человек)


Два месяца спустя в ГМИИ им. А.С. Пушкина Министерство культуры провело пресс-конференцию, посвященную данному проекту. Первого сентября Пушкинская карта наконец увидела свет. Оформив ее, некоторые молодые люди заметили очень удобную недоработку: карта, созданная для приобретения билетов на культурные мероприятия — выставки, театры, музеи — позволяла оплатить вход на концерты современных исполнителей, творчество которых, несомненно, тоже является частью культуры, но точно не национальным достоянием, на популяризацию которого и был направлен проект.

Некоторые успели воспользоваться этой ошибкой, но вскоре она была устранена.

Пушкинская карта в цифрах
(данные актуальны на начало октября 2021)
360 000
Продано билетов
271 000 000
Потрачено рублей
1500
Учреждений присоединилось
7000
Проведено мероприятий
Источник: ТАСС
4 млрд рублей
Бюджет в 2021 году
16 млрд рублей
Планируемый бюджет в 2022 году
25 млрд рублей
Планируемый бюджет в 2023 году
Источник: ТАСС
К размышлению
В Пушкинской карте можно найти как преимущества, так и недостатки, поэтому важно отметить спорные моменты:
Вопрос о возрастном ограничении
Может, «Пушкинской» стоит расширить свои рамки?
Вопрос о разности цен на искусство в регионах
Разве билеты в театры в столице и где-то в глубинке стоят одинаково?
Вопрос о репертуаре
Стоит ли признавать концерты современных исполнителей искусством достойным Пушкинской карты?

Как работает карта
для организаторов?
Мы знаем о том, как работает «Пушкинская карта» для клиентов, но другая сторона вопроса для многих остаётся скрытой. Если для нас оформление «Пушкинской» — это просто пара кликов, то театрам, концертным залам, галереям и т.д. приходится проделывать больше работы. Правительство РФ составило четкий алгоритм действий для участия в проекте и критерии отбора. Итак, существует уровневая система отбора для участия в программе:

Как пройти отбор для участия в программе?
Набор пунктов не слишком строгий, но однозначный — позволяет участникам понять намерения организаторов и сделать свою программу доступной для молодёжи.
1
Наличие личного кабинета на платформе «Pro культура РФ»
Обязательно должен содержать базовые сведения об организации, возможность продажи билетов онлайн и наличие специального QR-кода с билета.
Перейти на платформу.
2
Обязательное наличие произведений классиков в репертуаре театра
Это поможет сформировать «гармонично развитую, социально ответственную и патриотическую личность».
3
Отсутствие в постановках запрещённых субстанций, нецензурной лексики и призывов к насилию
В репертуаре должны быть только полезные, развивающие молодой ум пьесы.
4
Рассмотрение заявки Экспертным Советом
В Совет входят выдающиеся деятели культуры и искусства, представители общественных советов и сферы культуры. Они выносят конечное решение: будет ли программа доступна пользователям карты, или нет. Совет собирается еженедельно – долго ждать решения не придётся.


Мнение экспертов
«Для многих семей Пушкинская карта уже стала источником радости и открытий в мире искусства; мне этот «инструмент» нравится; конечно, уже есть те, кто пытается перепродать это благо, но… И букет цветов можно использовать не по назначению, что же цветы не дарить»
Казакова Елена Ивановна
Директор Института педагогики СПбГУ, член-корреспондент РАО
«Иногда я волнуюсь, что что-нибудь хорошее происходит только в Москве, но Пушкинская карта распространена по всей России, и это явно лучше. Надеюсь, карта сподвигнет кого-то и дальше тратить деньги на культуру»
Пиперски Александр Чедович
Лингвист, популяризатор науки
«Это не новый опыт. Впервые про эти карты я узнала от знакомого, который учился в Голландии, в университете. Там выдают карты на посещение музыкальных и художественных культурных учреждений. Там сумма гораздо больше, и у студентов там интерес тоже несколько выше, потому что дольше этот опыт, дольше эта культура работы с этими картами. Поэтому, денег можно побольше положить на Пушкинскую карту, и идея, слава Богу, все-таки до нас дошла, так как уже существовала в мире»
Нигматуллина Камилла Ренатовна
Доцент кафедры цифровых медиакоммуникаций СПбГУ, доцент, кандидат политических наук
«Мы ставим гриф Пушкинской карты не только на детские и подростковые спектакли. Есть школьная программа по литературе, и, кажется, такое же есть в музыкальном театре. Например, балеты «Бахчисарайский фонтан», «Боядерка» нужно обязательно посмотреть в этом возрасте. Обладателей карты мы ждем и на эти спектакли в том числе. Это важно, потому что у кого-то просто иногда нет возможности ходить в Мариинский театр, и мы понимаем это — после запуска карты у нас появился специальный тариф - билет на спектакль стоит три тысячи, но по при покупке через Пушкинскую он стоит тысячу»
Дарина Денисовна Грибова
Сотрудник пресс-службы Мариинского театра
Что думает молодежь?
В социальных сетях молодежь (та, которая до 22, а не до 35) на появление карт отреагировала неоднозначно. Уже появлялись видео, на которых люди покупали на культурные рубли не совсем культурные вещи: билеты на концерты рэпера Face, Инстасамки. Шутки на эту тему появились и в тиктоке:
С начала сентября, в первые дни действия карты, стали появляться видео с «действительно рабочими» способами списания средств не на культуру, а на покупки в фастфуде, магазинах и даже общественном транспорте.

А некоторые снимают эксперименты, пытаясь оплатить корзину в магазине.
Кроме того в сетях уже появились предложения по развитию «карточной» темы: пользователи предлагают ввести Петровскую карту (для билетов на корабль в Европу), Елизаветинскую (для покупки платьев) и т. д.
Листаем ленту дальше: попадаются объявления о продаже схем вывода средств с Пушкинской Карты. Если это правда, то зачем тратить деньги на культуру, ведь можно на еду или одежду.
Некоторые пользователи даже стали выкладывать объявления о продаже карт. Большинство продавцов из регионов, они выставляют карты на продажу за ненадобностью.
Хорошие отзывы
Однако нельзя сказать, что вся молодежь смеется над Пушкинской картой или желает от нее избавиться. Многие пишут, что они благодарны за предоставленные возможности:
«Посетили Челябинский молодежный театр по Пушкинской карте! Замечательный спектакль "Иван Царевич и Серый Волк"!»
«Вчера ходил в театр на Маяковского. Мне понравилось»
«В жизнь бы никогда не пошел, потому что моя семейка от этого далека, а конкретно мне жаль тратить на такие события деньги. Спасибо пушкинской карте»
Источник: Вконтакте
авторская орфография и пунктуация соблюдены
Стали ли Вы чаще посещать культурные мероприятия с вводом Пушкинской карты?
(Всего было опрошено 207 человек)


«Неужели нельзя было просто по 3 тысячи прислать, а мы бы их потратили туда, куда нам интересно. Например, на концерт — это ведь тоже культура…»
Такие рассуждения (справедливости ради, весьма резонные) можно услышать от человека, который может посмотреть почти любую выставку онлайн и любой спектакль в записи, то есть буквально от каждого, кто знаком со словом «Интернет». В таком случае, казалось бы, наивная позиция становится предметом дискуссии и в высших эшелонах власти, в научном, и в экономическом, и, конечно же, в культурном сообществах. Однако там вопрос становится глобальнее, острее и рассматривается несколько с другой стороны.
Казалось бы, люди сами должны стремиться к духовному развитию и просвещению. Так было в те далекие времена, когда знание было доступно крайне малому количеству людей, когда близость к культуре считалась чуть ли не высшей ценностью. Сейчас, когда интернет произвел революцию во всех сферах общественной жизни и головах большинства людей, данный подход к проблеме устарел, ведь информация обо всех достижениях человеческой мысли теперь есть у каждого в смартфоне.
Нужна ли вообще классической культуре поддержка государства в оффлайне?
В нашей неприглядной реальности правила диктует потребитель, обладающий средствами, за счет которых и должна пытаться существовать культура. Однако, как уже было упомянуто, с появлением глобальной сети и свободного доступа к информации, а также различных социальных сетей интерес к культуре в реальности значительно снижается. Это означает, что театры, музеи, филармонии и все то, без чего не может существовать классическая культура, находится в достаточно сложном положении.
Неужели Третьяковскую галерею и Большой театр нужно срочно спасать?
Возможно, о таких исполинах речи пока не ведется, так как они поддерживаются и государством, и определенной частью общественности в больших объемах. Однако региональные и частные учреждения испытывают некоторые трудности в данном отношении. С этой точки зрения, Пушкинская карта проект, направленный на поддержку культуры изнутри: через повышение интереса к ней, если угодно, мотивации и предоставления возможности для молодежи приобщиться к ней. Такая поддержка хоть и экспериментальна, но целесообразнее дотаций и грантов, так как она прямо направлена непосредственно на основной перспективный субъект потребления культуры молодежь.
Способствует ли Пушкинская карта популяризации культуры?
(Всего было опрошено 207 человек)

К чему мы ведём...
Культура в масштабе страны и мира подобно зеркалу: в нем отражено все прошлое, отражается настоящее и появляется силуэт будущего. Задача людей, в чьих руках находится это зеркало, не разбить его и сохранить для потомков. Кто знает, может, в будущем для сохранения культуры нам понадобится не только Пушкинская карта...
Команда авторов -
стажёры литературной программы ОЦ "Сириус"
Ангелина Ларичева
Автор,
редактор
Михаил Журавлёв
Автор,
редактор
Ольга Рокотянская
Автор
Иван Тимошенко
Автор,
корреспондент, верстальщик
Егор Малинин
Верстальщик
Савелий Вопилов
Верстальщик
Алеся Воинская
Автор,
корреспондент
София Мостепанова-Таранцева
Автор
Александра Анисимова
Автор
Тарасова
Надежда
Автор,
редактор