Смешарианство
Простой взгляд на сложные вещи в любимом мультсериале
Превью
Как можно рассказать о том, что такое смысл жизни? И можно ли дать подробные инструкции на случай поиска себя в этом мире? Вопросы кажутся непростыми, однако мы нашли ещё одну интересную попытку дать на них ответ – российский мультсериал «Смешарики».
Да, это мультик. Да, он для детей. И это великолепная возможность говорить о сложном просто, а для зрителя ‒ получше разобраться в мире и в себе. Каждая серия будет рассказывать о личности с разных сторон, а мы с вами сложим это в общий паззл – в философию «Смешарианства».
С 2004 года Смешарики «творят детство» множества людей в России и за рубежом.
Мультсериал, наполненный добротой и легкостью, с удовольствием смотрят представители абсолютно разных поколений.
Но если «Смешарики» собирают аудиторию вне зависимости от пола и возраста — настолько ли проста идея Ромашковой Долины?
Мысли, заложенные в эпизоды мультфильма, — куда сложнее, чем кажется на первый взгляд. «Смешарики» — это калейдоскоп вечных идей, которые можно разглядеть даже по нескольким сериям…
Без никого
Переломный момент жизни
сезон 2, серия 11
Сюжет серии

Этот эпизод почти целиком посвящён Ёжику, задумчивому и слегка тревожному персонажу, но всегда готовому помочь друзьям и не способному на предательство. В этой серии нет четкого обозначения смысла и ничего не говорится прямо. Сценаристы не рассказывают, что именно происходило в голове у Ёжика во время его приключений, поэтому можно предположить, что окружение, погода, музыка, действия персонажей являются своеобразной метафорой, которую нам нужно разгадать и раскрыть. В завязке сюжета Ёжик счастливо уплетает пирог на празднике и веселится со своими друзьями. Потом, во время игры, ему выпадает задание, от которого все вокруг замирают. Этой ночью Ёжик отправится в Чёрный лес «без никого», как говорит Нюша. Возможно, под Чёрным лесом авторы подразумевали тяжелую жизненную ситуацию или внутреннее состояние, например, свойственное Ёжику беспокойство или уныние.



Ёжик нерешительно заходит в лес и скрывается в холодной тени елей. Он успокаивает себя тем, что уже скоро сможет вернуться к друзьям, которые ждут его с тревогой. Однако в лесу героя настигает паника, и он в страхе убегает вглубь. Деревья кажутся зубастыми монстрами, из-за ветвей всё громче слышен жуткий вой, и туман растекается по ночной поляне. Ёжик делает неверный шаг и падает в сухой колодец. Начинается буря.
Мшистые каменные стены моментально становятся скользкими, а снизу уже прибывает вода. Ёжик снова и снова пытается взобраться по мокрым камням, но каждый раз срывается в ледяную воду.
Его друзья уже обыскали весь лес. Весь, кроме колодца. Наконец, они опускают руки, оставляя Ёжика наедине с судьбой. Ему не остается ничего кроме как собрать все свои силы и ползти наверх, к земле.

Он методично и спокойно переставляет лапы по скользящим выступам и, наконец, оказывается на поверхности. Тучи рассеиваются, остаются только искры звезд на небе. Из Чёрного леса Ёжик вышел уже совсем другим.
На следующий день он рассказывает друзьям о своих приключениях тихим, умиротворённым голосом, как о чём-то счастливом. Нет сомнений, что эта ночь в колодце стала для Ёжика переломным моментом в жизни. Вскоре приходит и черёд кролика Кроша пройти через это испытание – он собирается сам отправиться в чащу. Совунья было собралась бежать ему на помощь, но Ёжик мягко остановил её:
«Он должен сам. Без никого»
Что произошло с душой Ёжика той ночью? Что он понял и к каким выводам пришёл? Эти вопросы сценаристы серии оставили открытыми, и каждый ответит на них по-своему. Бывает так, что жизнь меняет людей, подкидывает им испытания и сложности на пути. Иногда, чтобы справиться с ними, человеку требуется поддержка близких людей и дружеское плечо, на которое можно опереться, но порой всё бывает совсем по-другому. Некоторые трудности человек должен преодолеть «без никого», чтобы найти себя и нащупать свои силы. Это намного тяжелее, чем разделять судьбу с близкими, однако подобная ситуация может привести к переосознанию себя и сделать человека только сильнее. Не нужно думать, что серия призывает отказываться от помощи и сражаться с проблемами в одиночку, она вовсе не об этом. Эпизод рассказывает о переломных моментах в жизни, поиске границ своих сил и о необходимости иногда побыть «без никого», чтобы обрести себя.
«А дождик всё лил и лил. <…> А потом были звёзды, они синие. И свет белый и холодный»

Ёжик
право на одиночество
сезон 2, серия 7
Сюжет серии

Бараш, главный герой этой серии, занимается своим любимым делом — написанием стихов.
К его огорчению, другие жители Ромашковой долины не понимают творца и его желание побыть в тишине: Ёжик и Крош отвлекают Бараша стройкой, Копатыч непременно хочет с ним поговорить, и даже Нюша мешает поэту создавать прекрасное. Разозленный Бараш обращается к «силам небесным».


Так герой попадает на необитаемый остров, где наконец может свободно творить. Однако со временем Бараш начинает чувствовать недостаток в общении с друзьями: фрукты не могут заменить живых слушателей, а футбол с самим собой превращается в абсурд. В конце концов герой отправляет сигнал SOS и его спасают.

О чем?
В серии открыто поднимается вопрос взаимодействия творца и общества. Бараш, получив желанную свободу и тишину, очень скоро понимает, что даже если для его внутреннего творца порой необходим покой и уединение, для него как для личности все же нужно общество, друзья и поддержка. Мысли Бараша, его одиночество подтверждается строками из песни. Она отражает смысл серии и завершает композицию.

Так создатели мультсериала пытаются донести до зрителей: человек должен находиться в обществе, чтобы оставаться собой, и даже творцу необходимы друзья — источники вдохновения и преданные слушатели.
В серии есть несколько реминисценций: сцена, в которой Бараш взлетает над тучами и почти достигает солнца, является отсылкой на фильм «Матрица». Также в конце, когда жители Ромашковой Долины находят изможденного Бараша, Крош произносит фразу «Уже с ног сбились, целую неделю тебя ищем. Кузинатру, думаем, пошел опять искать». Это отсылка к известной серии «Смысл жизни», речь о которой пойдет позже.
Визуальные акценты

Чтобы передать изменения в настроении Бараша, аниматоры используют визуальные инструменты: в моменты долгожданного одиночества Бараша мульт окрашен в яркие, солнечные цвета. Постепенно, вместе со сменой настроения героя, цвета становятся все менее насыщенными.

Снотворец
Взаимоценность
Во всяком героическом подвиге, во всяком акте самопожертвования есть эта сознательная или бессознательная вера в какой-то посмертный смысл жизни, который выходит за пределы личного существования. Этим подвигом мы заявляем, что не стоит жить для нашего личного удобства, счастья, эгоизма, что смысл жизни каждого из нас в каких-то непреходящих мировых целях.
Е. Н. Трубецкой
Русский общественный деятель,
правовед, публицист, философ
Схема Взаимоценности рис. 1
Статус снотворца заставляет Бараша не спать по ночам. Он не видит сны, но может творить их для других.
Эта жертва собственными благами ради друзей — первая точка в «Балансе Взаимоценности», начало цепочки.
Но она, к счастью, не остается незамеченной.

Смешарики быстро осознают, как исполнение сновидений сказывается на Бараше. Рождается вторая точка —Принятие жертвы. Первый шаг к балансу — осознание его отсутствия, сделан.

Описание схемы Взаимоценности
Схема Взаимоценности отражает поэтапную цепочку из шагов, которую проходят герои для восполнения жертв друг друга.
Желтыми стрелками указано линейное течение цепочки шаг за шагом, красными - взаимодействие двух главных точек: Жертвы и Восполнения.
«Художник может быть один,
А человек — никак»
Схема Взаимоценности рис. 2
Вскоре после второй точки формируется третья — точка Ценности. Смешарики чувствуют благодарность за подаренные сны, дорожат трудом Бараша. Когда жертва оценена, становится возможным осознание ущерба для героя.

Баланс еще не восстановлен, но уже близок.

«Смешарики» ведь еще и про то, как важно уметь принимать...
Алексей Лебедев, сценарист
Схема Взаимоценности рис. 3
Наконец, осознав и оценив жертву, друзья начинают действовать. Наступает время четвертой, финальной точки — Восполнение. Смешарики решают создать для Бараша его собственный сон, тем самым возместив то, что он потерял.

Баланс восстановлен, и цепочка замыкается в цикл.

Смешарики не были снотворцами, но стали ими для друга. Взаимоценность не позволила им оставить Бараша одного с его даром и участью.
«Снотворец» — это о необходимости восполнять потери друг друга, не взирая на обстоятельства.
Думают ли о вас на звездах
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, одни ли мы во Вселенной? Наверное, такие мысли приходили на ум каждому, и герои этой серии «Смешариков» — не исключение. Ёжик решается на безответственный и даже вредный, по мнению взрослых, поступок – протаптывает в поле Копатыча огромный собственный портрет – ради тех, кто, может быть, живёт далеко во Вселенной и совершенно не подозревает о существовании землян.

– Просто я маленький, – объясняет он, – И меня даже с самой близкой звезды ни в один телескоп не увидишь. Поэтому я сделал свой портрет на поле. Он большой – должны заметить.
Кажется, речь о детской шалости – однако и здесь создатели мультфильма поворачивают ситуацию философской стороной:
И если задуматься, речь тут не только, а может, и не столько про инопланетных гостей – это и о родных и друзьях. О тех, кому ты нужен, и о банальной, но важной потребности быть нужным, пусть даже кому-то далёкому.


Ёжик задумывается о бесконечности и её содержании и в серии «Ёжик в туманности». Из-за неполадок в оборудовании он оказывается в тумане, потеряв из виду друзей. Сначала персонаж ищет остальных смешариков, но потом начинает рассуждать о настоящем моменте, о себе и о бесконечном космосе. Главная идея эпизода – наши отношения с пространством вокруг, размышления о маленькой жизни и огромной Вселенной.


сезон 1, серия 43
СМЫСЛ ЖИЗНИ
Иногда случается, что вещи теряют свой смысл. Вот смысл окна, например, — чтобы в него смотреть. А порой смотришь в него — а смотреть там нечего. Ничего интересного. Или вот какой смысл умываться по утрам? Чтобы быть бодрым. А какой смысл быть по утрам бодрым? Какой вообще смысл быть по утрам? Хм, непонятно. И непонятно: то ли жизнь всегда была такой бессмысленной, а ты просто не замечал этого, то ли смысл был, но куда-то затерялся.
Меланхолические размышления Бараша начинают не только одну из серий, но и путь исканий персонажа. Герой индуктивно пытается переосмыслить действительность, на подсознательном уровне следуя когнитивной технике Сакити Тойода (правило «пяти почему»).
Метод «Пять почему»
Это техника, используемая для решения проблемы посредством выявления причинно-следственных связей. Методика заключается в пятикратном повторе вопроса «Почему?», задаваемого к предыдущему тезису.
Пример: Я прокрастинатор 
почему?
проще сконцентрироваться в последний момент
почему?
пугает объем/сложность работы
почему?
не умею правильно распределять время
почему?
думаю, что у меня его много
почему?
не задумываюсь о будущем



Не напоминает ли вам Бараш Обломова? По-моему, реминисценция на роман Гончарова очевидна.

Как найти смысл жизни и не растерять его в погоне за ним же?
Ответ прост: поставить цель. Пусть иллюзорную, но мотивирующую. Карыч, как психолог и истинный наставник, делится не знаниями, а мудростью и опытом. (Обратите внимание на мимику персонажа во время рассказа о Кузинатре).
Кузинатра
— образ временной цели, условной, но необходимой. Каждый видит ее по-своему, поэтому Карыч лишь «направляет» Бараша. Он ведет «ученика» по окружности, символизирующей вечность. А круг — это и есть та область, которую очерчивает человек, чтобы вложить в нее свой смысл.
Впоследствии Бараш пародирует стремление Карыча передать знания другим. Его путь пройден, но еще не осмыслен, поэтому наставником он быть пока не может.

«Они обязательно дойдут»
Это значит, что зритель обязательно «дойдет» до смысла.

Погода меняется, причем Бараш сохраняет внутренний суверенитет. Значит, при наличии цели, абстрагируясь от внешних обстоятельств и расширяя охват мыслей, мы легко справляемся с препятствиями.
Возможно, галлюцинации (момент осознания) и есть Кузинатра. Карыч «купается» в звездах, олицетворяющих свет, истину. Ведь «у каждого человека свои звезды. Одним — тем, кто странствует, — они указывают путь. Для других это просто маленькие огоньки» («Маленький принц»)

В серии присутствуют ключевые детали, раскрывающие новые смыслы
Разбитое сердце
На створках, из которых выпрыгивает «кукушка» часов, нарисовано сердце. Дверцы раскрываются — оно «разбивается».
Окно
Смена ракурсов (изнутри — извне) сопровождает развитие персонажа: он покидает зону комфорта и, проделав сложный путь (не только физически) и установив внутреннюю гармонию, возвращается.
Следы
Покинув дом, Бараш идет по протоптанной тропе — вслед за теми, кто не раз сталкивался с поиском смысла жизни. Далее персонаж прокладывает свои «отпечатки» — он отделяется от основной массы и уходит в размышления чуть дальше. Наконец, по отправлении Бараша на поиски Кузинатры исчезают и следы (быть может, это не ляп, а интересная задумка).

Финальные эпизоды показывают: куда бы мы ни ходили, как бы ни шли, какие цели бы ни преследовали, вопросы вечности будут водить нас по кругу и возвращать на начальные этапы. Значит, стоит снизить планку и перейти в иную плоскость жизни.
Бараш и произносит заключительные слова, отражающие позиции эпикуреизма.

«Не надо торопиться — Кузинатра от нас никуда не денется. Смысл этого бульона — чтобы я его ел и набирался сил. Смысл этой кровати — чтобы я на ней спал и отдыхал. Пока этих смыслов вполне достаточно»
Бараш
искатель смысла
Наша команда
люди, которые попытались найти и разобрать смысл в любимом всеми мульсериале
Аня
Таня
Динара
Настя
Полина
Номина
Глеб