Большое путешествие
От наскальной живописи к эмодзи: как мы прошли этот путь?

Меня зовут Джон, но обычно меня называют по серийному номеру – 7R56.
Недавно я разбирал дедушкин чердак и нашёл этот странный журнал с пустыми листами. Путём проб и ошибок я выяснил, что это нечто, не поддающееся логическому объяснению.
Проще говоря, он в некотором роде
волшебный.
первобытность
(10 тыс. лет - 5 тыс. лет назад)

Джон:
Я из другого племени, хочу узнать больше о вашей культуре.… О ваших рисунках!
Дикарь:
О, рисунки, люблю рисунки. Мы с женой вместе вырезаем по костям и рогам, давим краску из ягод и раскрашиваем плиты, стены нашей пещеры. Пошли, покажу.
Джон:
А из чего ещё вы делаете краску?
Дикарь:
Да из всего, что рядом. Растения, уголь, даже кровь животных. Но жалко много тратить, поэтому мы смешиваем краску с водой. А иногда даже с кровью.
Джон:
Вот, вижу. Учёные установили, что ваше искусство связано с мифологией, но оно абстрактно. А ещё вы рисуете с учётом цвета и формы скальной поверхности и с передачей движения изображённых животных, но, как правило, без соблюдения пропорций фигур, перспективы и без передачи объёма. Вы изображаете многофигурные композиции…
Дикарь:
Если тебе надо прочитать молитву, могу оставить тебя одного. Такие непонятные слова говоришь. Мы вот читаем молитвы перед охотой, а потом рисуем всё на стенах. Это всегда помогает, так охота успешнее. Нарисуешь убитого мамонта и на следующий день убьёшь мамонта сам.
Джон:
А как ты отличаешь свои рисунки от чужих?
Дикарь:
Как ты этого не знаешь? У всех руки разные, мы их в краску обмакиваем и ставим отпечаток на стену. Такие умные слова говоришь в молитве, а про отпечатки не знаешь. Ещё скажи, что не отличишь один отпечаток от другого!
Джон:
Честно скажу, что не отличу. А почему на стенах больше отпечатков маленьких рук, чем больших?
Дикарь:
Слушай, ты меня не дури. Это же просто – мы, мужики, пока на охоте, за мамонтами бегаем, жёны наши дома. С детьми сидят, шьют, готовят еду. Они на стенах рисуют не охоту, а свою жизнь, домашнюю. Женских рисунков больше, чем мужских, а рука женщины меньше, чем мужская. Хотя, по твоей руке не скажешь…
Джон:
Получается, что вот это всё нарисовали женщины? Очень красиво.
Дикарь:
Жене передам. Всё, я пошёл, а то есть завтра нечего будет. С тобой говорить интересно, но ты странный какой-то.
Джон:
Удачной охоты!
Дикарь:
Спасибо!
античность
(VIII до н.э - V вв. н.э.)
Джон:
Хочу узнать про искусство. Я слышал, что античная литература состоит из двух национальных литератур: древнегреческой и древнеримской. Какие произведения сейчас читаете?
Старец:
Ох, замечательные произведения написал Гомер «Одиссея» и «Илиада». Он хоть и слепой, но пишет так, как будто сам видел Троянскую войну! Великий поэт!
Джон:
В наше время ходит много версий о существовании Гомера, и мы это называем «гомеровский вопрос». А какую литературу читают Ваши знакомые?
Старец:
Знаю, многие любят Еврипида «Медея», «Ипполит». Или известные произведения Эсхила «Агамемнон», «Хоэфоры».
Джон:
А когда начался такой бурный расцвет искусства?
Старец:
В эпоху Римской республики, когда письменность стала развиваться. У нас появился папирус и новый шрифт – закругленный, более гибкий и изящный, так называемый унциал, а также курсив – скоро­пись. На замене папируса использовался пергамент и деревянные дощечки. Писали застроенным стило. Потом появились чернила: красные и черные. Листы папируса стали склеивать в свитки. Заголовок помещался не в начале, а в конце свит­ка, чтобы предохранить от стирания при частом чтении (ведь в основном изнашивалось начало свитка). Конечно, для нас это было не очень удобно, а потому к свитку прикрепляли еще перга­менную ленту с сокращенным заголовком. На замену пришли свитки из пергамента, которые сшивали в тетради.
Джон:
А кто у Вас занимается сейчас книгоиздательством?
Старец:
Книгоиздательством и переписыванием текстов сейчас занимается низшее сословие, но порой текст так искажается, что трудно восстановить авторскую мысль.
Джон:
Да, и тут Вы правы. Но, знаете, то, что было создано в Ваше время, станет базой для будущих поэтов и писателей. И я говорю не только о книгах, но и картинах, фресках и скульптурах.
Старец:
Ну, спасибо вам за добрые слова, чужестранец. С вами приятно говорить, но в полисе ждут дела. Да прибудут с вами сила богов и удача!
Средние века
(V - XIV вв. н.э)
Монах:
К сожалению, у простых людей нет возможности приобретать из-за дороговизны письменных принадлежностей и пергамента, из-за безграмотности. Я живу жизнью созерцательной, спокойной, но не могу этого не замечать.
Джон:
Да, художники-миниатюристы были редкостью, они часто переезжали с места на место. Потому школ миниатюры не сложилось, а существовали центры изготовления иллюстрированных рукописей при монастырях, поэтому мастерами оформления сначала были монахи.
Монах:
Иллюстрации в книгах – для меня что-то очень важное. Я аккуратно и кропотливо рисую их над текстом, среди текста на оставленном переписчиком чистом месте. Иногда я даже вписываю иллюстрацию в инициал, начальную букву текста.

Джон:
Насколько я знаю, вы начинаете свою работу с вычерчивания эскиза свинцовым карандашом или графитом, потом обводите готовую прорезь чернилами. Я видел такие эскизы, они в больших количествах сохранились в неоконченных манускриптах. Обычно это сложные, отточенные рисунки, но их не воспринимали как законченные произведения. После четырнадцатого века рисунок иногда копировали с другой миниатюры или более раннего наброска методом перекалывания. Иногда более ранние миниатюры вырезались и использовались повторно в новых книгах. В конце пятнадцатого века в голландские рукописные книги вставляли даже раскрашенные от руки гравюры и линотипы.
Монах:
Да, некоторые мои миниатюры и инициалы в книгах так и оставались графикой, особенно в книгах научного или практического содержания. В большинстве случаев книжное иллюстрирование подразумевало яркость красок. Мне особенно по душе приём «иллюминирования». Благодаря тонкой фольге из золота или серебра миниатюра, инициал или рисунок будто подсвечиваются. Я чаще всего иллюминировал часословы. А вот моим собратьям, цистерцианским монахам, разрешалось украшать свои книги красками, но запрещалось иллюминировать их, поскольку золото считалось материалом легковесным и неуместным в сурово-аскетической жизни монаха.
Джон:
Но искусство миниатюры ненадолго оставалось тайным для мирян знанием. Профессиональные наемные миниатюристы из мирян появились уже в XI-XII веках, и светских художников часто приглашали в монастыри на короткий срок для выполнения той или иной работы.
возрождение
(XIV - XVI вв. до н.э.)
Человек эпохи Возрождения:
Ты так отличаешься от всех местных. Скажи, ты иностранец?
Джон:
Нет! Я из другого времени, из 21 века. Наша современная жизнь в основном наполнена всякими «гаджетами, соцсетями, телевизорами, компьютерными играми». Хочу узнать о вашей Эпохе, эпохе Возрождения, о литературе вашего времени! О, как я счастлив попасть в эту чудную эпоху!
Человек эпохи Возрождения:
Здорово, что вы встретились со мной. Пройдемте в мой дом, я вам расскажу много интересного о литературе этой, действительно, как вы сказали, чудной эпохи. Конечно, и Роберт Грин, и Кристофер Марло, и ряд других английских драматургов и поэтов нашей эпохи являются писателями весьма одаренными, но их всех по силе и глубине таланта превосходит Уильям Шекспир, в творчестве которого литература европейского Возрождения достигает наибольшей высоты. Шекспир отражает все стороны сложного процесса нашей эпохи. В его произведениях перед нами предстают как люди, еще склонные жить по старинке, так и те, кто сбросил оковы отжившей нравственности, и те, кто понимает, что человеческая свобода отнюдь не означает права строить свое благополучие на несчастьях других. Герои пьес Шекспира – люди именно такого склада. Им присущи большие страсти, могучая воля, безмерные желания. Все они – выдающиеся натуры. Характер каждого проявляется с необыкновенной ясностью и полнотой. Каждый сам определяет свою судьбу, выбирая в жизни тот или иной путь.
Джон:
Да, я знаком с произведениями Шекспира!
Человек эпохи Возрождения:
Ого, как интересно. Оказывается, всё это пройдет через века! Но не будем забывать и про Леонардо да Винчи, Микеланджело, Николаса Макиавелли или Мартина Лютера, которые известны сейчас своими чудеснейшими «произведениями».
Джон:
Это удивительно!
Джон:
Кажется моё время заканчивается.. Я был очень рад иметь честь разговаривать с вами!
Челвек эпохи возрождения:
Счастливого пути, странник!
Просвещение
(XVII - XVIII вв. до н.э.)
*с фр. "Привет, мой друг! ... Позвольте представиться. Меня зовут Вольтер..."
Вольтер:
Вам необходимо прочитать Библию и Книгу природы. Мы нынче все деисты, в Бога верим, а вот в магическое – нет. Сейчас в моде сентиментализм, и с помощью него мы прививаем людям моральные ценности. Это вполне отвечает идее о том, что книга – это орудие. Мы рассматриваем литературу как средство, позволяющее перевоспитать наших современников в новом духе, то есть она имеет в себе сильное дидактическое начало. Также мы обогатили её новыми жанрами – это роман воспитания, семейная драма и философская повесть. Основная тема каждого из них – это человек как существо, рождённое добрым и стремящееся вернуться в это состояние. Стремление к знаниям похвально, молодой человек, но это дело опасное. Особенно в таком вот виде, вы очень обращаете на себя внимание. Ну, не моё это дело. Но вы точно не из деревни, скорее чужестранец. Что хотите узнать ещё?
Джон:
Как выглядят ваши книги?
Вольтер:
Книги ныне просто не то, что раньше. Нет золота и драгоценных камней. Можно дёшево купить себе экземпляр. Это аскетизм в своём роде – забывать мирское, декоративное, ради высшего и простого. Вы так интересуетесь книгами, это похвально! Из-за изобретения Гуттенберга – печатного станка с подвижными литерами, появились доступные почти всем грамотным людям газеты и журналы. Между слов, давай поспешим. Не отставайте! Будьте рациональны..
Джон:
Какие же книги у вас сейчас в моде?
Вольтер:
Книги либерала Джона Локка и философа-деиста Джона Коллинза раскупаются в минуту. Руссо увлекся теорией воспитания. Нравственность и труд лежат в основе логики. Вообрази, Дидро и Аламбером создали «Энциклопедию». Люд говорит, будто текст ответит на все вопросы. Успешнейший ныне «Журнал де саван» вышел в 1665 году.
Джон:
Как же обстоят дела с живописью?
Вольтер:
Гварди, Гейнсборо и Ватто создают «Пейзажи настроения». В жанровой живописи отображаются повседневные наблюдения художников за жизнью людей, и все быстрее они вытесняют религию в нашем искусстве. Но извольте откланяться, друг мой. Дела не ждут! Как говорил Цицерон: «Vivere estcogitare!» Au revoir, mon ami!*
Джон:
До свидания!
*с лат. «Жить – значит мыслить.» и с фр. «До свидания, мой друг»
Новое время
(XVIII - XIX вв. н.э.)
Чехов:
Я Антон Павлович Чехов, занимаюсь медициной, иногда пишу. Истинным писателем я себя, конечно, не назову, я не Пушкин. Все мы, конечно, до сих пор равняемся на него, но сейчас совсем не в моде ни романтизм, ни сентиментализм. Мы все нынче реалисты, теперь иначе и нельзя. Все напряжены, вокруг постоянно конфликты.
Джон:
Не скажу, что вы плохой писатель. Мне очень нравятся ваши произведения. Но почему именно жанр короткого рассказа?
Чехов:
В наше время нет времени на длинные романы, слишком мало времени у людей. Везде надо бежать, пытаться успеть всё. Сейчас особенно актуальны короткие, но содержательные рассказы: ведь лучше недосказать, чем пересказать. Читатель сможет сам додумать то, что хочет именно он, не стоит перегружать его ненужным.
Джон:
К слову о реализме и реалистичности. Сейчас в моде иллюстрации и декоративные элементы в книгах, насколько я знаю. Как вы относитесь к этому?
Чехов:
С оптимизмом и одобрением. Рисунки в книгах великолепны. Если вы посмотрите на те, которые напечатаны пару десятилетий назад и сравните их с теми, которые печатают сейчас, то увидите поразительные отличия. Как же чудесно, что технологии развиваются настолько быстро! Даже есть возможность печатать цветные, а не чёрно-белые рисунки.
Джон:
Да, к тому же изобретение фотоаппарата позволяет сделать точную копию, литография делает процесс создания иллюстраций более быстрым. Темп жизни и вправду ускоряется.
Чехов:
И, к сожалению, в него надо вливаться. Приятно было с вами поговорить, но дела не ждут, срочно надо к редактору. Удачи вам в ваших исследованиях, надеюсь, был полезен!
Джон:
Спасибо, до свидания!
новейшее время
(XX - XXI вв.)
XX век
~
Джон:
Я исследователь, изучаю культуру. Можете рассказать мне о плакатах?
Маяковский:
Это запросто. Ведь плакат – не только агитация и пропаганда, но и реклама. Обычно думают, что надо рекламировать только дрянь – хорошая вещь и так пойдет. Это самое неверное мнение. Реклама – это имя вещи. Как хороший художник создает себе имя, так создает себе имя и вещь. А ведь у нас как напишут что-то – кошмар, читать не хочется.
Джон:
Кажется, вам не нравится излишняя сухость текста в рекламе в СССР. Но чем же ещё могут быть плакаты, как не сухой рекламой или пропагандой?
Маяковский:
Слышал, в Европе есть специальные плакаты, их вывешивают в окнах и витринах, чтобы граждане могли подходить, читать, обсуждать. А народ ведь у нас простой, трудовой, много не знает. Приходится рассказывать и о гигиене, и о здоровье. А как это ещë покажешь? Плакаты же чем хороши? Яркий рисунок, внушительная фигура, краткий и ёмкий лозунг. И понятно, и запоминается. И ведь их же можно не только просто так развешивать, но и в стенгазетах публиковать, как иллюстрации. Сейчас самая мода – стенгазеты, на предприятиях весь первый этаж ими обклеен.
Джон:
Расскажите мне про стенгазеты подробнее, пожалуйста.
Маяковский:
Они создаются почти на каждом заводе, в армии, учебных заведениях. В них отмечают важные события и торжественные даты, заполняют шутками, байками, анекдотами, историями об удачах и неудачах предприятия, сводками новостей и списками особо отличившихся учеников, рабочих или бойцов. В стенгазетах публикуют короткие стихи, чаще шуточные. Ну, пойду я, дел много, время не ждёт. Удачи вам, товарищ!
XXI век
~
Зумер:
Да, век высокой социальной мобильности, востребованности образования и иностранных языков, инноваций. Но в связи с увеличением информационного потока, ускорением ритма жизни и многозадачностью, в современном мире появляется клиповое мышление. Оно требует зрелищных образов, а не подробных деталей. Сложнее логически мыслить… Клиповое мышление – ответ на большой поток информации.
Джон:
А социальные сети? С их появлением что-то изменилось?
Зумер:
Наша жизнь поделилась на «до» и «после». В 1971 году в США создали электронную почту и отправили первое сообщение. В 1994 появился первый веб-форум. Платформа связывала нас по интересам, мы могли найти любого человека, которого хоть раз видели.
Джон:
Это же такой вид текста, через который люди обменивались информацией?
Зумер:
Правильно думаешь, парень. Но в 2003 году была создана социальная сеть «MySpace» - платформа, где можно прикладывать медиафайлы к сообщениям. На следующий год Марк Цукерберг создал закрытую социальную сеть «Facebook», страничку в которой сейчас имеет каждый второй пользователь. Именно эта платформа вытеснила всё, что было до неё. А уже в 2006 году сеть стала доступна всем. В этом же году появились Российские аналоги Facebook – Одноклассники и ВК.
Джон:
Когда появились картинки, разбивающие текст?
Зумер:
В 2010 году появился Instagram. На данный момент это одна из самых востребованных платформ. В главной роли теперь стала картинка, а не текст. Настоящий переворот в социальных сетях!
Джон:
Там же ведь почти нет текста! Что же ждёт нас дальше?
Зумер:
Самая быстроразвивающаяся на сегодняшний день платформа – «Tik-Tok», созданная для коротких видео. Многие пользователи, по большей части подростки, выставляют туда своё творчество и быстро набирают популярность.
Джон:
А как же книги? Их больше не читают?
Зумер:
Редакторы и СМИ подстраиваются под новый тип мышления и подают нам информацию в виде коротких текстов, наполненных картинками.
Джон:
Общество деградирует! Одни образы в мыслях быстро сменяются другими – нам сложнее анализировать информацию. В век Instagram и Twitter мы столкнулись с проблемой восприятия длительной линейной последовательности и однородной информации. Нужно что-то с этим делать!
Зумер:
Это не деградация. Читатель быстрее усваивает нужное, видя краткие тезисы и не тратя времени на прочтение длинных текстов, но информация не запоминается надолго. В этом заключается основная проблема нашего времени.
Джон:
Наверное, ты всё-таки прав. А я наконец-то понял, что на протяжении всей истории иллюстрация играла и продолжает играть важную роль.
Команда проекта
Майданская Александра
Ульяна Андреева
Юлия Полякова
Ульяна Карзанова
Елизавета Безбородова
Даниил Жмуров
Глеб Галашев
Анастасия Давиденко
Алевтина Калинина
Татьяна Пьянина
Вера Кузьминова