В НАЧАЛЕ БЫЛ ЖЕСТ:
80% подростков хотят учить жестовый язык в школе.
«Глухие – такие же обычные люди, просто слух потеряли»
В России от нарушений слуха страдает 13 миллионов людей, 2% из которых – глухие. Глухота – это полное или частичное отсутствие слуха.
Перед нами молодой человек, на вид ему 18 лет, он сидит в гримёрке и готовится к выступлению. Мы познакомились с ним в коридоре и собираемся брать интервью. Но у актёра есть особенность, он – слабослышащий. Лёша переводит песни на жестовый язык. О трудностях общения и изучения языка мы решили с ним поговорить.
Во втором классе герою дали песню «Весёлый ветер», с которой он занял третье место во Всероссийском фестивале «Общество глухих». Лёше песня далась тяжело, потому что её темп был слишком быстрым. Так начался его творческий путь. Сложности сподвигли его работать над собой, он экспериментировал со стилем и развивался: изучал, что такое эмоции, движения и как надо выступать на сцене.

Из-за особенностей здоровья парню тяжело общаться с окружающим миром. Так Лёша начал изучать жестовый язык, но в школе такого предмета не было, поэтому ему помогали одноклассники.
Между языком жестов и жестовым языком существует большая разница.
Первый обозначает невербальное общение, неосознанные положения тела во время разговора, второй – сложную систему со своей лексикой и грамматикой; один жест может означать и символ, и слово, и даже целое словосочетание. Для общения важны мимика и проговаривание губами. Чтобы выучить жестовый язык, как и любой другой, нужно много времени, а практики – ещё больше. Язык глухих не универсален: страны с одним звучащим языком могут иметь несколько жестовых, и наоборот, в государствах, где есть много звучащих языков, может быть общий жестовый. До середины XIX века люди с нарушениями слуха жили изолированно, пока в 1860 году во Франции не появилась первая школа глухих, где педагоги обучали детей грамоте и чтению.
В начале обучения Лёша использовал «Азбуку на жестовом языке»: учил дактилы - жестовые буквы. Далее он перешёл на русский жестовый язык на пальцах.

Учиться «говорить» было несложно, потому что Лёша находился в среде слабослышащих людей, но при этом не все из них знали жестовый язык. Юный театрал заявляет: «Хотелось бы, чтобы все владели этим способом коммуникации, потому что он будет помогать нам».

Лёша часто сталкивается с проблемами в бытовых ситуациях:
«Стою у лифта, и меня человек просит о помощи, но делает это тихо. Я его не услышал, продолжаю заниматься своими делами. И вдруг человек поворачивается и говорит мне: «Ты глухой что ли?» Становится обидно».

Как же обращаться к слабослышащим людям?
«Таких людей, как я, можно называть глухими. Мы не любим, когда спрашивают: «А ты инвалид?», после этого всегда следует: «Ой, мне тебя жалко». Такие фразы нам неприятны и обидны. Мы не любим, когда нас жалеют. Глухие - такие же обычные люди, просто слух потеряли».
КАК НЕ ГОВОРИТЬ
  • Глухонемой/немой;
  • Инвалид;
  • Язык жестов.
КАК ГОВОРИТЬ
  • Неслышащий/слабослышащий;
  • Человек с нарушением слуха;
  • Жестовый язык (РЖЯ).
Лёша с радостью отмечает: «Мы все очень хотим, просто мечтаем о том, чтобы наш язык изучали в общеобразовательных учреждениях. Всем будет легче понимать друг друга и помогать в сложных ситуациях!» Артист считает, что все дети были бы заинтересованы в изучении языка: «Учиться махать руками, узнавать новое, как мы, слабослышащие и глухие, это делаем, трудно ли нам… Хотим, чтобы они все понимали, как это устроено».

В октябре 2022 года мы провели исследование и опросили подростков от 12 до 18 лет. В анкетировании поучаствовали 177 человек. Большинство из респондентов готовы изучать жестовый язык (85%), а 80% опрошенных ответили, что учили бы его в школе.
80%
«Хотели бы вы изучать жестовый язык, если бы его преподавали в школе?»
80% школьников выразили желание изучать жестовый язык.
12%
«Есть ли в вашем окружении люди, общающиеся с помощью жестового языка?»
12% школьников знакомы с теми, кто общается на жестовом языке.
85%
«Нужно ли изучать жестовый язык?»

85% школьников считают нужным изучать этот язык.
Вероятно, в виде факультатива такой предмет был бы удачно вписан в расписание.
Найти учителя очень трудно. Но это можно сделать дополнительным занятием, и, думаю, многие пошли бы на этот кружок.
Нужно изучать глобально, чтобы совершенствовать его и, в принципе, развивать знания о коммуникации людей. Изучать локально можно, если интересно или если есть люди, для общения с которыми это необходимо.
Да, потому что нужно уметь общаться с любым человеком. Это сравнимо с английским языком, который, в основном, изучается для того, чтобы не возникало трудностей в общении с человеком из любой точки мира.

В Федеральном законе от 27 декабря 2012 года официально закреплено понятие об инклюзивном образовании. Инклюзивное образование подразумевает обеспечение равного доступа к знаниям
с учётом индивидуальных потребностей.
Каждый человек хочет, чтобы его понимали. Но не у всех есть такая возможность.
Жестовый язык - инструмент для взаимодействия, и его изучение в школе поможет нам говорить друг с другом - о важном и не только. Нас поддерживают 80% школьников. Это доказывает, что мы хотим общаться и готовы использовать для этого все методы.
В НАЧАЛЕ БЫЛ ЖЕСТ
В создании проекта принимали участие:
Маша Ванина
Санкт-Петербург
Влада Вострых
Северодвинск
Анастасия Серокурова
Ростов-на-Дону
Варвара Бабуева
Москва
Ольга Белозерова
Череповец
Оксана Ванеева
Саратов
Саяна Васильева
Агинское
Мария Вишневская
Самара
Виктория Галеева
Санкт-Петербург
Варя Дубовик
Санкт-Петербург
Мария Дюкина
Рязань
Андрей Михашула
Москва
Лера Руденкова
Москва
Дарья Станковская
Новокузнецк
Алина Старкова
Воронеж
Дарья Урывская
Воронеж
Источники материала:

Выражаем благодарность преподавателю направления «Лингвистика» Анастасии Ивановой и герою нашей истории - Алексею Михалеву, который согласился дать интервью.